Архитектурная флора и фауна
Выборгского района
ПутеХодитель составлен специалистом ЦДБ им. Н.А. Внукова Яковлевой Н.О., оформлен при участии юных художников творческого объединения «Вернисаж» ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского района под руководством Борисовой Н.А.
Длина маршрута: 12 км (или два: 5,5 и 2,8 км)
Время: 1 час 30 мин и 40 мин
1
Энгельса, 154
Наше путешествие начинается! В него можно отправиться пешком или прокатиться на трамвае. Первая локация расположена у центрального входа в ТРК «Гранд Каньон» со стороны пр. Энгельса.
Голубь – элемент скульптурной группы музыкального фонтана «Мир детям». По задумке автора, Константина Гарапача, фонтан «Мир детям» символизирует дружбу всех детей на планете. Дети разных национальностей ведут хоровод вокруг планеты Земля и выпускают голубя – символ мира. На мостовой вокруг фонтана бронзовые таблички, на которых слово МИР написано на разных языках. Музыкальное сопровождение этой архитектурной композиции с цветной подсветкой – популярная детская музыка разных стран мира.
Следующая локация расположена у станции метро «Удельная», до которой удобнее будет добраться на трамвае № 21.
2
Ярославский пр., 16
Баня «На Ярославском» — одна из немногочисленных общественных бань в городе, которая «готовит пар» с 1938 г. по сей день.
Ещё 25 января 1935 г. «Вечерняя Красная газета» писала о том, что в феврале на Ярославском пр. начнётся строительство бани на месте старой, стоявшей тут более ста лет. В 1936 г. возвели трубу котельной. Год постройки выложен на кирпичной трубе, его можно рассмотреть и сейчас. Здание бани в форме буквы «Т» выполнено в стиле «сталинского ампира». Цокольный этаж украшен крупной рустовкой и четырьмя псевдопортиками, в которые помещены 4 маскарона в виде бараньих голов. Раньше из них в чашу фонтана била струя воды. На крыше — балюстрада. Перед зданием была широкая лестница, позади располагался парк. Вся постройка казалась подобием греческих храмов, посвящённых богине чистоты и здоровья Гигиее.
3
Институтский пр., д.21Б
Дом был возведён в 1905 г. в архитектурном стиле модерн для почётного профессора Лесного института Дмитрия Никифоровича Кайгородова (1855-1924 гг.).
Профессор Д.Н. Кайгородов впервые в России организовал фенологическую сеть, привлёк к наблюдениям за сезонными явлениями природы людей разных возрастов и социальных слоёв общества из ближних и отдалённых регионов страны. Началом послужила публикация профессора в 1883 году в газете «Новое время» с просьбой присылать сообщения о фенологических наблюдениях и сроках перелёта птиц. Каждый год Кайгородов получал письма от своих корреспондентов, число которых доходило до 700 человек, а количество писем – до 2-х тысяч. Его 50-летние наблюдения о сезонных изменениях в природе страны стали основой для многих научных материалов, которыми пользуются и сегодня. Д. Н. Кайгородов был учёным, педагогом, замечательным экскурсоводом, художником-акварелистом, пианистом, композитором, автором десятков пьес и фортепианных сонат. Любовь к природе и музыке вылилась в книгу «Чайковский и русская природа». Дмитрий Никифорович написал более двух десятков книг для детей. По завещанию учёного, его похоронили в парке Лесного института.
4
Институтский пер., д.5, к.6
На доме в 2004 г. установили гранитную мемориальную доску с барельефом и надписью: «Здесь в 1942-1989 годах жил Алексей Алексеевич Ливеровский — учёный-лесохимик и писатель».
В конце декабря 1941 г. под руководством А.А. Ливеровского химическая лаборатория ЛТА наладила выпуск хлороформа, использовавшегося в госпиталях для наркоза. Для борьбы с дистрофией синтезировали препарат солерган. Город и фронт испытывали острую нужду в спичках, и в лаборатории было налажено производство спичек-книжек. В 1956 г. Алексей Ливеровский вместе с другом детства Виталием Бианки работал над передачей «Вести из леса» для Всесоюзного радио. А.А. Ливеровский был активным защитником природы, а также разумным и заядлым охотником. Его книга «Охотничье братство» много раз переиздавалась. Может, поэтому скульптор Иван Асиновский на мемориальной доске изобразил глухаря.
5
Институтский пер., д.5, к.2
Здание этого учебного корпуса имеют богатый декор, выполненный скульптором Леопольдом Августовичем Дитрихом. На боковых фасадах можно рассмотреть изображения дуба, клёна, сосны и цветущих шиповника и каштана конского, а также детали механизмов для переработки древесины.
6
Институтский пер., д.5, к.2
7
Институтский пер., д.5, к.1
Продолжим приятное путешествие по парку Лесотехнического университета. Следующая локация: собака – элемент декоративной вазы, установленной перед административным зданием университета.
Обойдите её вокруг и рассмотрите внимательно: у основания найдете собак и коров, выше – маленьких мальчиков (пути), обнимающих коз, а также грозди и ветки винограда. Завершают вазу изображения двух белок, грызущих орех. Выполнил вазу известный петербургский скульптор Давид Иванович Иенсен (1816-1902 гг.). В 1845 г. Д. И. Иенсен вместе со скульптором И. И. Реймерсом открыл в Санкт-Петербурге «Заведение для наружных украшений зданий» — мастерскую, которая впервые в России стала производить скульптурные украшения и декор из терракоты – особо прочной обожжённой глины. Именно в этой мастерской Иенсен создал терракотовую вазу для парка Лесного института, которая простояла там более 100 лет. В 1970 году скульптор Константин Николаевич Бобков восстановил утраченные детали, создал бетонную копию вазы, которую установили её на постаменте в парке. Оригинал вазы находится в оранжерее Ботанического сада Лесотехнического университета.
8
Б. Сампсониевский, д.108
На западной стороне дома, со стороны железной дороги и станции Ланская, можно найти льва — и не одного — с доброй улыбкой. Это маскароны на балюстраде дома.
Виктор Фёдорович Белов возвёл монументальный жилой дом в неоклассическом стиле, напоминающий мощную крепость, или замок, или дворец. Точнее, это несколько домов, образующих замкнутый двор с башнями по углам.
В плане дом представляет собой неправильный четырёхугольник, одну из сторон которого занимает старое здание — доходный дом Коха, в котором находилась последняя конспиративная квартира В. И. Ленина.
На трёх углах дома-гиганта архитектор возвёл башни: две круглые с западной стороны и главную на восточной стороне — квадратную.
Первоначальный проект предполагал завершение башни ещё одним ярусом колонн, увенчанных эмблемой светящегося земного шара как на Доме книги.