Маскароны — Общая карта - Путеходители

Путеходители

Маскароны Петербурга

Карта с адресами

1

Большая Морская ул., д. 30

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Художник: Ольга Ильяшенко

Этот уникальный дом побывал и мастерской, и зданием суда, и даже мебельной фабрикой, была здесь и модная лавка, куда захаживала Наталья Николаевна Пушкина. В начале ХХ века участок приобрёл 

Русский для внешней торговли банк. Дом был перестроен инженером Петром Балинским – именно он добавил на фасад огромные “маскароны-ананасы”. Не кажется ли вам, что эти персонажи надулись от важности – кичатся богатой историей здания? В ходе реконструкции в 2004–2006 гг. по проекту архитектора Е. Подгорнова старый дом разобрали, но исторический фасад с маскаронами был восстановлен и теперь выглядит именно так, как задумывал Балинский.

2

Большая Морская ул., д. 32

Иконка маршрута
Маршрут

Этот маскарон не является частью маршрута!

Вы можете выбрать
подходящий маршрут здесь!

Художник: Альбина Гендель

Когда-то здесь был дом купца Н. Штанге, но облик дома полностью изменился в 1887–1888 гг., когда он был приобретен Русским для внешней торговли банком и перестроен арх. В. Шретером при участии Н. Макарова.

Обратите внимание на отсутствие водосточных труб на доме — они вмонтированы внутрь здания. Скульптурные украшения фасада выполнены из искусственного камня. Маскароны любят прятаться, вот и наш забрался под самую крышу. Судя по головному убору, это Меркурий (что символично для банковских зданий). Однако с 1930-х годов по наше время он охранял в основном объекты общепита и учебные заведения: здесь размещались буфеты, столовые, магазин культтоваров, пара техникумов и архитектурный колледж. Сегодня это здание находится в частной собственности.

3

Гороховая ул., д.5

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Художник: Альбина Гендель

Дом С. Орлова-Давыдова (XVIII в.) в начале XX в. перестроил архитектор А. Грубе. Одним из жильцов этого доходного дома в 1837 г. был Лука Жемчужников – владелец игорных домов, которому А.С. Пушкин проиграл 12 500 рублей.

В 1842–1844 гг. здесь проживал М. Глинка. Бельэтаж занимали родные композитора, а Михаил Иванович поселился во флигеле (не сохранился), где и дописал оперу “Руслан и Людмила”. Первая ее проба состоялась здесь же: Глинка сам исполнял на рояле партии духовых инструментов. С художником А. Роллером он обсуждал декорации, с К. Брюлловым – костюмы. Гостем Глинки в 1843 году был великий Ференц Лист. Маскарон на фасаде под стать вдохновляющей истории дома – “дама с прической из инжира”. Инжир – символ плодородия, мира и достатка. Здесь стоит загадать желание!

4

Гороховая ул., д.6

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Художник: Ольга Ильяшенко

Мимо этого здания в начале Гороховой сложно пройти, не удостоив его вниманием. До революции здесь размещалось правление Страхового общества от огня, работавшего под слоганом «Горю и не сгораю».

Перестройку дома для «Саламандры» произвёл архитектор Н. Верёвкин: облицевал здание серым гранитом, украсил маскаронами и пилястрами, а при входе на парадную лестницу установил скульптуры-фонари. Большая часть убранства сохранилась – можно полюбоваться волшебной парадной. Маскароны над оконными проёмами второго этажа находятся над замковыми камнями. Оцените ракурс: выразительная физиономия приглашает запечатлеть ее профиль на фоне Адмиралтейства. В советские годы она повидала немало: Клуб им. Урицкого, Высшую школу МГБ, роддом для недоношенных детей, центр по лечению гемофилии.

5

Гороховая ул., д.4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Художник: Альбина Гендель

Здание возведено в начале XX века архитектором Н. Верёвкиным совместно с гражданским инженером М. Перетятковичем. Дом принадлежал страховому обществу “Саламандра”, которое было 

основано в 1846 г. и страховало от пожаров и других происшествий. Считалось, что мифическое существо Саламандра способно потушить огонь холодом своего тела. Мемориальные доски напоминают о выдающихся жителях: народной артистке СССР, профессоре консерватории Софье Преображенской; профессоре, хореографе Агриппине Вагановой; великом русском певце Иване Ершове; выдающемся композиторе Исааке Дунаевском.
Для иллюстрации мы выбрали самого добродушного из маскаронов, который доказывает, что страшная маска не всегда злобная. Улыбнитесь ему, прежде чем продолжите путешествие!

6

Невский пр., д.1/4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Художник: Альбина Гендель

До 1770-х гг. на этом участке строить было нельзя из-за близости к Адмиралтейской крепости. Первоначальный дом построили в 1777 г., а в 1911 гг. архитектор В. Цейдлер включил его в проект 

здания для Петербургского Первого Частного коммерческого акционерного банка. В 1917 г. банк национализировали. С тех пор дом номер 1 на Невском занимали интеллигентные учреждения: издательство “Прибой” выпускало серии “Библиотека для всех”, “Народный университет на дому”, журнал “Работница и крестьянка” и др.; в литобъединении “Смена” под руководством Н. Тихонова работали О. Берггольц и Б. Корнилов. В 1920-1930-х гг. здесь размещалось Ленинградское отделение Российского телеграфного агентства, а с 1955 г. – “Главленинградстрой”. Маскарон – любимый банкирами Меркурий, покровитель коммерсантов.

7

Невский пр., д. 7-9

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Художник: Альбина Гендель

В 1911-1912 гг. архитектор М. Перетяткович построил дом для Санкт-Петербургского торгового банка, основанного Г. Вавельбергом. Скульптурный декор создан Л. Дитрихом и В. Козловым. 

Инициалы “H.W.” на фасаде принадлежат отцу заказчика – врачу Ипполиту Вавельбергу. По легенде, банкир Вавельберг придирчиво осматривал здание перед приемкой, но сделал лишь одно замечание: “У вас на дверях табличка “ТОЛКАТЬ НА СЕБЯ”. Это не мой принцип. Переделайте на “ТЯНУТЬ К СЕБЕ”. Здание сравнивали с венецианским Палаццо дожей, постройками в Болонье и Падуе. Проект стал для Перетятковича самым заметным в карьере – в 1912 г. ему присвоили звание академика архитектуры. В советское время здесь работал легендарный магазин “Берёзка”. А при взгляде на маску так и слышится легендарное: “ТЯНУТЬ К СЕБЕ!”

8

Невский пр., д.11/2

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Художник: Альбина Гендель

Красавица, увенчанная цветами и фруктами, проживает на доме, построенном архитектором Л. Бенуа. Здесь располагалась торговая фирма «Александр и К°», поставщик Императорского двора.

Ещё до перестройки дома в меблированных комнатах третьего этажа в 1880 и 1881 годах останавливался И. Тургенев. В 1899 г. в одной из квартир жил В. Немирович-Данченко. В 1920-х гг. нижние этажи занимали универмаг и Ленинградское районное монтажно-торговое отделение Электротехнического треста. С 1935 по 1939 гг. под роскошными маскаронами располагалась Ленинградская областная Комиссия по улучшению жизни детей. В 1928-1940 гг. в доме жил выдающийся биолог и генетик, академик Н. Вавилов, а в 1944-2003 гг. – знаменитая балерина Н. Дудинская.

1

7-АЯ ЛИНИЯ В.О., Д.36

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 2 этаж

Античная маска на фасаде дома 36 напоминает о его творческом прошлом. В 1830-х годах Общество поощрения художеств арендовало здесь квартиру для своих подопечных…

Учебные классы с копиями античных статуй в 1836–1837 годы посещал Т. Шевченко, тогда еще крепостной. В 1870–1875 гг. выдающийся художник-передвижник Николай Ге снимал квартиру “в невысоком флигеле русского монастырского стиля, с оригинальной лестницей, украшенной толстыми колоннами… ” — так этот не дошедший до нас флигель описывал И. Репин.

2

7-АЯ ЛИНИЯ В.О., Д.4/7

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 3 этаж

Обрамлённые цветами женские лица смотрят на нас из-под крыши доходного дома купца Экгардта. Здесь жили в основном моряки и архитекторы…

Тогда же, в середине 1860-х гг., здесь проживал Фердинанд фон Врангель, мореплаватель и полярный исследователь, адмирал, управляющий Морским министерством. Самый знаменитый из жильцов-архитекторов – Марк Антокольский. Звание академика Императорской академии художеств он получил за студенческую работу – статую Ивана Грозного (1870 г.). Статуя произвела на царя Александра II огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за немыслимые 8000 рублей. В 1870–1880 гг. здесь жил архитектор Людвиг Людвигович Петерсон.

3

7-АЯ ЛИНИЯ В.О., Д.2

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 1 этаж

Перед нами знаменитый Дом академиков, на фасаде – маскароны со спокойными и умными лицами. Жилой дом расположился на участке, принадлежащем Академии наук уже более двухсот лет…

В 1750-х гг. архитектор С. Чевакинский объединил два жилых дома, находившихся здесь с начала XVIII века. В 1806-1808 гг. здание перестроили по проекту архитекторов А. Д. Захарова и А. Г. Бежанова. На стенах 29 мемориальных досок! Среди прочих здесь проживали: Александр Карпинский – “отец” русской геологии; Владимир Вернадский, основоположник науки о химии Земли; Яков Грот, преобразователь русской орфографии и составитель “Словаря русского языка”. В доме располагается музей-квартира великого русского физиолога Ивана Павлова, прожившего здесь до самой смерти в 1936 г.

4

9-АЯ ЛИНИЯ В.О., Д.10

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри эркер

Перед нами особняк Н. Вадбольской. Дом построен в конце XVIII в, а в 1886-1888 гг. архитектор Александр фон Гоген надстроил второй этаж и украсил фасад в эклектичной стилистике…

Вероятно, тогда и появился богато декорированный маскарон между окнами эркера. В 1888 г. вплотную к дому была возведена пристройка с зимним садом по проекту архитектора А. Максимова. В 1895 г. архитектор Н. Архангельский пристроил дворницкую с аркой ворот до границы с соседним домом. В середине прошлого века в особняке размещался Дом пионеров, а позже – медицинское училище. Сегодня здесь располагается Санкт-Петербургская таможня.

5

11-АЯ ЛИНИЯ В.О., Д.6

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 1 этаж над входной дверью

Перед нами дом Морского кадетского корпуса. Перестроен в начале XX века духе царившего тогда стиля модерн архитекторами Дмитрием Шагиным и Василием Шаубом, сыном знаменитого…

академика архитектуры В.И. Шауба. Отец и сын часто работали вместе. После окончания Академии художеств в 1885 году Василий Шауб-младший поступил на службу архитектором в страховое общество «Саламандра», с которым связаны сразу несколько объектов на наших маршрутах. Грозный маскарон, разинувший рот над входной дверью, настраивает на серьезный лад посетителей военно-морских учреждений, по сей день занимающих это и соседние здания.

6

11-АЯ ЛИНИЯ В.О., Д.8

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 2 этаж

Перед нами Николаевская морская академия (позже Военно-морская академия им. Ворошилова). В 1827 г. по предложению контр-адмирала И. Крузенштерна был открыт офицерский класс…

а через 50 лет образована Николаевская морская академия. В 1907 г. она переехала с наб. Лейтенанта Шмидта сюда – в монументальное здание, специально построенное архитектором М. Дубинским. Аллегорические скульптуры выполнены по проекту скульпторов М. Харламова и Н. Ясинского. Впоследствии Матвей Харламов создал знаменитые бюсты Ильича, растиражированные миллионами. Маскарон на фасаде – Нептун (Посейдон), бог морей в античной мифологии. Сегодня под его опекой работает Главное управление навигации и океанографии Минобороны: издает морские карты, ведет контроль за навигационным оборудованием (маяками, знаками, буями и др.).

7

9-АЯ ЛИНИЯ В.О., Д.18

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 5 этаж

Обратите внимание на гермы, расположенные на уровне 5-го этажа. В отличие от большинства маскаронов в стиле модерн, изображающих нежных дев с непослушными локонами…

эти красавицы строги и беспристрастны. Не исключено, что это связано с профессией заказчика дома. Здание было построено в 1906 г. для Савелия Ширвиндта*, присяжного поверенного и присяжного стряпчего, иначе говоря – адвоката при окружном суде или судебной палате. В 1912–1913 гг. здесь жил Александр Николаевич Заварицкий, впоследствии академик, крупнейший исследователь рудных месторождений России и создатель новой научной отрасли, петрохимии, которая изучает распределение химических элементов в горных породах и породообразующих минералах. *в некоторых источниках – доходный дом М. Э. Сегаля

8

СРЕДНИЙ ПР. В.О., Д.33

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 2 этаж под эркером

Доходный дом Вистингаузена украшен гербом этого семейства богатых дворян. Из российских представителей рода наиболее известны директор Императорской бумажной фабрики…

Ф.И. Вистингаузен (в 1816–27 гг. заведовал гидросистемой Петергофа), а также Л.А. Вистингаузен – начальница патриотического института в Петербурге. Автор проекта здания, архитектор Рейнгольд Кригер, окончил Академию художеств, где за отличную учебу получил звание «Классный художник I степени» и несколько медалей. В том числе в 1888 г. золотую за «Проект вокзала близ города при приморских купальнях на Черном море». Любуясь эркером дома Вистингаузена, можно познакомиться с джиннами, которые словно не скрывают лукавой усмешки.

1

Невский пр., 46

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Мы на Невском проспекте, и у нас на пути несколько банковских зданий. Первое архитектор Л.Н. Бенуа спроектировал для отделения Московского купеческого банка в начале XX в. 

Это самое раннее здание в стиле модерн на Невском! За 100 с лишним лет красавица-маска, размещенная под крышей, нисколько не постарела. В этом доме располагался один из первых ресторанов «Квисисана» с буфетом-автоматом, который выдавал за пятак бутерброды и салаты по 10-20 копеек. В 1941–1944 гг. здесь была столовая, после войны – кафе.

2

Итальянская ул., д.13

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Перед нами Театр музыкальной комедии. В конце XVIII в. дом был построен для Ивана (Ованеса) Лазаревича Лазарева – руководителя армянской общины в России. Как известно, Лазаревы получили 

российское дворянство за то, что достали для Григория Орлова третий в мире по величине ограненный алмаз – 189,62 карат. Камень фаворит подарил Екатерине II, а с 1774 г. «Орлов» украшал царский скипетр! После двух реконструкций в середине и конце XIX века на фасаде здания появился декор в стиле французского ренессанса. А после перестройки в 1910 г. особняк всегда занимали театры: мюзик-холл, затем нынешний Театр музыкальной комедии, не прекращавший работать и в блокаду. Любуясь маской, попробуем представить, какие красавицы посещали спектакли более 100 лет назад!

3

Итальянская ул., д.33

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Нежнейшая маска на этом доме – на уровне 1-го этажа: кажется, до нее можно дотронуться! Маскароны словно общаются с итальянскими архитекторами – Растрелли, Кваренги, Росси и Ринальди, – бюсты которых установлены в сквере напротив. 

Первым владельцем здания был Н. Любавин – потомственный почетный гражданин, сотрудник Российского центрального поземельного кредитного банка. В 1913 г. здесь располагалось единственное в России представительство автомобилей “Фордъ”, а в течение XX века –различные мастерские, в основном сапожные, а также магазины и кафе. Сегодня здесь находится музей “Русский Левша” – коллекция работ талантливых мастеров со всей России. Совет: сфотографируйте маскарон. На другом маршруте – на Невском, дом 8 – вы встретите родную сестру этой маски.

4

Наб. реки Фонтанки, д.7

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

В доме графини С.В. Паниной часто проходили музыкальные и литературные вечера, где выступал Шаляпин и другие звезды тех лет. С 1920-х гг. здесь размещался Дом работников печати, Ленинградская ассоциация пролетарских писателей, 

а позже – Ленинградский дом печати, куда в марте 1930 г. привезли из Москвы роковую выставку “20 лет работы Маяковского”. Вскоре после этого жизнь поэта оборвалась, а 16.04.1930 здесь состоялась гражданская панихида. После войны в здании разместился Дом обороны ДОСААФ и тематическая выставка, работали военные и спортивные клубы. В 1993 г. здесь открылась Камерная филармония Санкт-Петербурга. Маскарон на первом этаже серьезен: он повидал великих людей и стал свидетелем судьбоносных событий!

5

Белинского ул., д.11

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Перед нами доходный дом А.Ф. Шмюкинга. До революции на первом этаже находились магазин домовладельца, контора и столовая рабочих. В доме были лифты, центральное отопление, в квартирах – горячая вода. В начале XX века это было роскошью! 

На втором этаже в 1913 г. проживал известный артист С.В. Брагин. С 1912 г. здесь располагался кинематограф “Гигант”, а после – “Альфа”. В 1940 – 1941 гг. здание занял Ленинградский клуб радиолюбителей. Будущий академик А.А. Расплетин читал здесь лекции. После войны клуб перевели в Дом обороны ДОСААФ, который мы с вами только что осмотрели. А добродушный усатый маскарон словно напоминает об истории дома, связанной с детьми. Долгие годы здесь располагался детский сад, а с 1922 по 1967 г. жил замечательный художник и иллюстратор детских книг В.В. Лебедев.

6

Наб. реки Фонтанки, 34

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

А вот и самый старинный дом на маршруте! С 1712 до 1918 г. участком и зданиями владел прославленный дворянский род Шереметевых. В середине XVIII в. С. Чевакинский и Ф. Аргунов по проекту П. Еропкина возвели в глубине каменный Фонтанный дом. 

Последним владельцем дворца стал граф С. Шереметев – член Госсовета, почетный академик, собиратель древностей. Его Общество любителей древней письменности собиралось в Галерейном флигеле. Известный каждому портрет Пушкина написал в 1827 г. живший в Фонтанном доме О. Кипренский. Здесь бывали Глинка, Лист, Берлиоз. После революции в доме открыли музей дворянского быта, а затем в здании располагались разные НИИ, в т.ч. Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. Оригинальный маскарон на фасаде – под стать необычной истории дома!

7

Невский пр. 62

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Маска Гермеса (в римской мифологии – Меркурий) – едва ли не главный персонаж Невского проспекта. На фасадах Петербурга маскароны с его изображением стали появляться еще в середине XIX века. 

Бог торговли и посредничества в 1896 -1898 гг. был поставлен опекать и Азовский коммерческий банк, заказавший это здание. В 1902 г. оно перешло к Северному банку, который в 1910 г. вошел в состав Русско-Азиатского банка. Им руководил Алексей Путилов, владелец военно-промышленных предприятий. Любопытно, что и в советское время тут размещался банк. Однако, чтобы полюбоваться забравшимся так высоко Меркурием, вам лучше перейти на противоположную сторону Невского проспекта! Тем более что там находится достойный внимания сад Аничкова дворца.

8

Невский пр., д.58

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

И снова банковское здание! Международный коммерческий банк был одним из самых крупных в России и существовал до революции, финансируя промышленные предприятия. 

В ранние советские годы здесь открылась промышленная выставка “Догнать и перегнать”, где можно было увидеть последние технические достижения: трактор “Фордзон-Путиловец”, первое советское станкостроительное оборудование, первую выпущенную Металлическим заводом турбину. Так началась история Дома научно-технической пропаганды: здесь демонстрировали работу первого телевизора, а в 1950-х гг. открылся ленинградский аналог ВДНХ – экспозиция наглядно действующих образцов передовой техники. Недаром маскарон на фасаде своим пытливым взглядом напоминает ученого и изобретателя!

1

Загородный пр., д.31-12

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Дом возведён в 1910 г. архитектором Николаем Прянишниковым по заказу Мещанской управы. Мещан определяли как «городовых обывателей», мелких торговцев и ремесленников.

По положению они стояли ниже купечества, но владели большей частью городского недвижимого имущества и объединялись в “мещанские общества”. Также до революции тут располагались гимназия и реальное училище Г. Ягдфельда, а позже – продовольственные магазины. С высоты 4-го этажа на нас смотрит нежная девушка: такими маскаронами с стиле модерн Пряничников декорировал несколько доходных домов в Петербурге.

2

Загородный пр., д.45

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Здание построено по заказу вдовы генерал-лейтенанта Николая Штальмана, военного инженера, участника Крымской войны. Дом строился как доходный, а в 1910 г. его купил А. Мусин-Пушкин, чей род

был вписан в «Бархатную книгу» – родословную знатных боярских и дворянских фамилий России. На фасаде прячутся совы и «грустные дамы в травянистых прическах», как отмечал В. Шефнер в стихотворении «Петербургский модерн», подчеркивая «изогнутость линий» и «растительно-зыбкий орнамент». Среди первых жителей были сам архитектор И. Мошинский и генерал-майор Л. Драке, потомок английского адмирала Френсиса Дрейка. Снимал здесь квартиру и купец Ф. Поршнев, владевший кирпичными заводами в Петербурге: кирпичи с клеймами «Поршневъ», «Пелло», «Ф.И.П.» до сих пор можно встретить на развалинах старых домов.

3

Наб. реки Фонтанки, д.96

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Перед нами доходный дом Н.Ф. Целибеева. Владелец принимал участие в постройке Луцкой железной дороги, позже служил комендантом на нескольких железнодорожных участках и 

станциях, отвечал за передвижение войск во время Первой мировой войны. Вероятно, проект дома неслучайно был поручен архитектору В. Гусеву, который вращался в той же сфере – работал при петербургском правлении Акционерного общества Владикавказской железной дороги. Маскароны на уровне 6-го этажа повидали множество одиозных личностей и эпохальных событий. Так, в 1906-1907 гг. в доме размещалась типография товарищества «Дело», где печатали большевистские газеты «Волна», «Вперед», «Эхо» и «Новая волна», неоднократно приходил сюда и В. Ленин. Кстати, у этих маскаронов недалеко есть близнецы: сфотографируйте их, чтобы позже сравнить.

4

Наб. реки Фонтанки, д.105

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

История этого здания непростая: первоначальный каменный дом строился в 1824 г. для жены титулярного советника Аклечеевой по проекту Е. Диммерта, но завершен был лишь через 40 лет при новом

владельце. Позже он снова сменил хозяина и подвергся реконструкции. Тот фасад, который мы видим сегодня, появился по проекту К. Никифорова в 1905 г., а известно здание по имени последнего владельца – потомственного почётного гражданина В. Епифанова. Почётные граждане – особая прослойка городских обывателей, получавших это звание по наследству от церковнослужителей, проповедников и «личных дворян». В 1912 г. здесь разместилось Вознесенское городское 4-классное училище, а в 1973 г. – Профессионально-техническое училище. Модные на рубеже веков маскароны в стиле модерн – «дамы в травянистых причёсках» – смотрят на нас из лавровых венков.

5

Наб. реки Фонтанки, д.85

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Интереснейший дом Юсуповых в начале XX в. гениально перестроил гражданский инженер Л. Шмеллинг. Проект был весьма экологичен: в каждой квартире имелись приёмники

для раздельного сбора отходов, а прачечная в подвале обслуживалась при помощи колосников, на которых сжигался собранный мусор. В прачечной была организована мощная вентиляция, а на верхние этажи дрова доставляли на встроенных подъемниках. Но и стоимость жилья с такими удобствами была немалая. Кстати, гражданский инженер Шмеллинг был членом Общества городов-садов. Многие идеи, заложенные в концепцию города-сада, снова используются современными градостроителями. Маски на фасаде дома тоже смотрят в светлое экологичное будущее, а цветочный декор напоминает об идее города-сада!

 

6

Гороховая ул., д.47

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Здание Компании для хранения и залога громоздких движимостей (ломбард). Клиентами были в основном извозчики, сдававшие в залог экипажи. 

После национализации помещения ломбарда заняли новые предприятия, например, в 1929 г. здесь начала работать фабрика мягкой мебели. Размещалась она во дворе, в бывших складах, а в годы Великой Отечественной войны выпускала оборудование для госпиталей. Несколько слов об архитекторе: академик Павел Сюзор родился в 1844 г., был блестящим педагогом, общественным деятелем, инициировал создание журнала “Зодчий”, стоял у истоков охраны памятников истории и культуры, реализовал более 100 архитектурных проектов! А вот маски на фасаде появились при перестройке дома в 1912 г. архитектором В. Карповичем. Каждый из маскаронов на замковых камнях над окнами первого этажа обладает неповторимым обаянием.

 

7

Садовая ул., д.32

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

В доходном доме купца Томилина помещения цокольного этажа сдавались в найм коммерсантам. В 1950-е годы здесь находилась Детская музыкальная школа 

им. Р.М. Глиэра, автора Гимна великому городу, который и сейчас звучит на Московском вокзале: «Державный град, возвышайся над Невою,/ Как дивный храм, ты сердцам открыт!» Школа занимала весь второй этаж вплоть до Апраксина переулка. Отчетные концерты классов хора и оркестра проходили в Ленинградской филармонии. Позже школу переименовали в честь одного из педагогов – С. Ляховицкой, автора музыкальных пособий, сборников пьес для фортепиано, по которым учились несколько поколений детей. Музыку в этом здании слушают 17 герм с женскими головами (под крышей), а покой молодых талантов охраняют маски рыцарей.

 

8

Апраксин пер., д.4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Архитектор Лишневский планировал оформить здание в античном стиле, но в итоге склонился к любимому северному модерну.

Эркеры поддерживают выразительные маски лукавых персонажей, на макушки которым взгромоздились мальчуганы-путти. Из-под карниза свисают бороды и усы загадочных старцев с высунутыми языками. Закончим маршрут цитатой из книги «Повести каменных горожан» Б. Алмазова: «По мнению древних, демоны – это некое промежуточное звено между человеком и богом… Во времена Ренессанса изображение демонов в качестве маскаронов-апотропеев стало общепринятым. Их злую демоническую силу приспособили к охранительной службе. Страховидные маскароны-демоны на стенах домов призваны отпугивать злые силы и несчастья, рвущиеся в жилище».

1

Лахтинская ул., 32

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. 4 этаж
Художник: Альбина Гендель

Перед нами собственный дом П.М. Мульханова, ярчайшего архитектора, создателя около 80 зданий в Петербурге, 47 из которых расположены на Петроградской стороне. Одним из жителей дома был тот самый Викниксор, педагог Виктор Николаевич…

Сорока-Росинский, будущий создатель школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. Достоевского, персонаж книги Г. Белых и Л. Пантелеева “Республика ШКИД”. Все маскароны здесь – юные девушки с лентами в длинных волосах и с безмятежными лицами.

2

Бармалеева ул., д.20

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. 3 этаж
Художник: Альбина Гендель

На улице Бармалеева наше воображение невольно обращается к сказочному персонажу. И действительно, название улицы, происходящее от фамилии одного из домовладельцев, подарило гулявшему здесь Корнею Чуковскому идею для прозвища зловредного пирата…

В поисках «бармалейности» в окружающей среде вы обязательно встретитесь глазами с маскароном на доме под номером 20. До 1917 г. этот дом принадлежал российскому юристу, заслуженному профессору, декану юрфака и ректору Императорского Санкт-Петербургского университета А. Гольмстену. Любопытно, что архитектор здания О. Игнатович помимо того, что был выдающимся художником, прославился и как археолог! Не исключено, что именно поэтому женские маски на ул. Бармалеева напоминают античные амфоры.

3

Большой пр. пс, д.77

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. 2 этаж
Художник: Альбина Гендель

Перед нами дом архитектора Константина Розенштейна, автора плана всего Большого проспекта. Гражданский инженер, спроектировавший собственное жилище,

прожил здесь почти 40 лет. А вот за великолепную отделку фасада отвечал архитектор А. Белогруд. Его работа – лик самого Зевса над окнами второго этажа! Образы античных богов и героев – наследие эпохи классицизма – преобладали в архитектурном декоре до конца XIX в. В 1930-1934 гг. в этом доме «под опекой» мифического громовержца жил выдающийся учёный, один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения В. Глушко.

4

Рентгена ул., д.4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. над аркой
Художник: Альбина Гендель

Маскарон с доходного дома Г.Ф. Эйлерса – настоящая кинозвезда. Среди его киноработ – фильмы “Неоконченная повесть” Фридриха Эрмлера, “Брат” Алексея Балабанова и ряд других…

Не исключено, что мы увидим его в новых картинах и, возможно, не только в качестве камео, но и в других неожиданных амплуа. Ведь это артистичный рогатый Пан – древнегреческий бог лесов и олицетворение природы в целом. Выбор персонажа неслучаен: здание строилось для семьи крупнейшего петербургского садовода и торговца цветами. А спроектировал его сын магната – Константин Эйлерс. В разработке проекта принимал участие великий архитектор Ф. Лидваль, муж сестры К. Эйлерса.

5

Каменоостровский пр., д.26-28

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. 1 этаж
Художник: Ольга Ильяшенко

Перед нами дом 1-го Российского страхового общества, т.н. Дом Бенуа. Непременно побродите по лабиринту дворов, у каждого из которых свое предназначение: парадный двор, с садом и фонтаном и другие, менее нарядные,

но не менее интересные. Многие из них мелькали в кино: «Гений» (1991), «Агент Национальной Безопасности» (1999), «Город» (1990), «Бандитский Петербург» (2000) и др. Ориентируйтесь по цифрам на стенах: дворы пронумерованы. В числе квартировавших в доме знаменитостей можно назвать М. Чехова, писателя, театрального критика (брата А. Чехова), великого композитора Д. Шостаковича. Здесь же расположена музей-квартира революционера С. Кирова. А маска, на которую стоит обратить внимание, – увенчанная сочными плодами голова Вертумна, бога овощей и фруктов.

6

Каменоостровский пр., д.13

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. 1-2 этаж
Художник: Альбина Гендель

Из четырёх домов, составляющих ансамбль площади, три построены по проекту В. Шауба, архитектора-строителя конца XIX – начала XX века. Он одним из первых начал работать в стиле модерн…

Перед нами доходный дом К.Х. Кельдаля, увенчанный башнями, куполами, шатрами и шпилями. Маскарон на фасаде также отражает новую эпоху в архитектуре: на смену античным богам в декоре приходят нежные и загадочные женские образы. В 1907-1908 гг. в доме жил писатель Л. Андреев, а в 1923-1934 гг.. – архитектор В. Щуко. В мансарде находилась его мастерская, где в числе прочего он работал над культовой композицией «Ленин на броневике» (создана в соавторстве с В. Гельфрейхом и скульптором С. Евсеевым). Также в доме в 1908-1913 гг. проживал врач-инфекционист Г. Ивашенцов, один из «отцов» скорой помощи Петрограда.

7

Каменоостровский пр., д.8

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. 4 этаж
Художник: Альбина Гендель

Доходный дом А. Цеховой (Эстер) известен по имени владелицы – портнихи и содержательницы ателье дамских нарядов. Само ателье находилось на Караванной, но хозяйка жила здесь, пока не продала дом. 

Про богатую портниху ходили разные слухи, например, что она послужила прототипом главной героини произведения М. Булгакова “Зойкина Квартира”. В 1908 г. дом у Эстер купил П. Оболонский, член совета Азовско-Донского коммерческого банка. Карниз над четвертым этажом поддерживают шесть герм – это полуколонны, увенчанные женскими лицами, таинственными и бесстрастными, как того требовал новомодный стиль модерн. Архитектор здания – М. Цейдлер.

8

Кронверский пр., д.23

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. 2 этаж
Художник: Альбина Гендель

Доходный дом жены сенатора Е.К. Барсовой. Обратите внимание: фасад дома асимметричен, два эркера разной формы расположены на разных уровнях. У дома богатая творческая история: в 1914-1923 гг. здесь жил А.М. Горький…

В его квартире на 4-м этаже совещалась редакция издательства “Всемирная литература”, собирались труппы, созданные инициативе Горького: Большого драматического театра и Театра народной комедии. Здесь бывали Ф. Шаляпин, А. Куприн, И. Бунин, В. Маяковский, К. Чуковский, К. Федин, Вс. Иванов. В 1920 г. здесь останавливался великий писатель-фантаст Герберт Уэллс. В 1921-1922 гг. в доме проживал поэт В. Ходасевич, а в 1923 г. работало издательство «Неопалимая Купина». В 1927-1930 гг. тут проживал кумир многих поколений, певец и композитор В. Козин.

1

САДОВАЯ УЛ., Д. 55-57

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Дом городских учреждений спроектировал А. Лишневский. Множество фасадов в нашем городе населил он мифическими персонажами, а готические маскароны на этом здании так же разнообразны, как и занимавшие его организации.

В этом доме в разное время располагались: Городской ломбард, Статистическое отделение Городской управы, Городская комиссия по благотворительности, шесть камер мировых судей, Больничная комиссия, женское четырехклассное училище, Торговая депутация, Комиссия по водоснабжению, Городская типография, Музей городской управы и многие другие. Со временем элементы декора утрачиваются, но в начале XXI в. некоторые были восстановлены. Так, реставратор П. Игнатьев в 2009 г. воссоздал 3 фигуры совы на щипцах фасадов.

2

НАБ. КАНАЛА ГРИБОЕДОВА, Д. 79

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

До 1855 года это здание занимала гостиница “Неаполь”. Брутальный бородатый маскарон на фасаде был свидетелем того, как летом 1829 г. Н.В. Гоголь снял здесь номер, чтобы сжечь весь тираж своего неудачного произведения “Ганц Кюхельгартен”. 

В 1825 году в этой гостинице проживал и здесь же был арестован декабрист Пётр Каховский. В 1855 году дом был перестроен архитектором А. Ланге для преуспевающего промышленника С.О. Китнера. Изучив европейский опыт, этот талантливый мастер стал ведущим изготовителем ламповых светильников в России. Он освещал императорские театры и железнодорожные локомотивы, сконструировал и произвёл буферные фонари для паровозов, осветительные приборы для мостов Николаевской железной дороги. Самые шикарные люстры и светильники в обеих столицах в XIX веке были изготовлены в мастерских Китнера.

3

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПР., Д.18

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Доходный дом Е.М. Орлова построен в 1905-1907 гг. сразу двумя архитекторами. Начал строительство гражданский инженер В. Гусев, а закончил К. Мейбом. На 6-м этаже спрятался удивительный маскарон – на редкость крупный, харизматичный персонаж …

с оригинальной внешностью. Суровый взгляд компенсируют большие круглые уши – они выдают его добрый нрав. Вероятно, он охраняет красавицу, расположившуюся рядом на фасаде. Но вернёмся к истории: в 1915 году в доме размещался кинематограф “Вио”, а так же организация, изготавливавшая “Транспарантныя стеклянныя картины” – художественные украшения для окон от компании “Диафани”. Прекрасный лозунг этой фирмы – «Украшай свою обитель» – есть смысл запомнить и применять, по возможности, дома.

4

НАБ. РЕКИ МОЙКИ, Д.70

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Старинный дом на набережной (дом Гавриловой) был капитально перестроен в 1950-х гг. В начале XIX века здесь располагалась книжная лавка В. Плавильщикова, игравшая роль литературного клуба, где собирались писатели, ученые, будущие декабристы. 

Приказчиком у Плавильщикова был А. Смирдин – тот самый издатель, который позже переместил лавку на Невский проспект и вошёл в историю отечественной литературы. В своем завещании Плавильщиков разрешил Смирдину за честную службу купить книжный магазин, библиотеку и типографию по той цене, по какой тот захочет. Но Смирдин устроил публичную оценку имущества Плавильщикова и сам назначил цену выше всех. Издавал и платил достойные гонорары Пушкину, Крылову, Карамзину, Жуковскому. Кстати, здание упомянуто Достоевским в «Преступлении и наказании»: во дворе Раскольников спрятал похищенные у старухи драгоценности и деньги. Маска на фасаде – одна из самых очаровательных в городе, она удивительно хороша в своём убранстве из цветов.

5

БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ УЛ., Д.32

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Когда-то здесь был дом купца Н. Штанге, но облик дома полностью изменился в 1887–1888 гг., когда он был приобретен Русским для внешней торговли банком и перестроен арх. В. Шретером при участии Н. Макарова. 

Обратите внимание на отсутствие водосточных труб на доме — они вмонтированы внутрь здания. Скульптурные украшения фасада выполнены из искусственного камня. Маскароны любят прятаться, вот и наш забрался под самую крышу. Судя по головному убору, это Меркурий (что символично для банковских зданий). Однако с 1930-х годов по наше время он охранял в основном объекты общепита и учебные заведения: здесь размещались буфеты, столовые, магазин культтоваров, пара техникумов и архитектурный колледж. Сегодня это здание находится в частной собственности.

6

БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ УЛ., Д.30

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Этот уникальный дом побывал и мастерской, и зданием суда, и даже мебельной фабрикой, была здесь и модная лавка, куда захаживала Наталья Николаевна Пушкина. В начале ХХ века участок приобрёл 

Русский для внешней торговли банк. Дом был перестроен инженером Петром Балинским – именно он добавил на фасад огромные “маскароны-ананасы”. Не кажется ли вам, что эти персонажи надулись от важности – кичатся богатой историей здания? В ходе реконструкции в 2004–2006 гг. по проекту архитектора Е. Подгорнова старый дом разобрали, но исторический фасад с маскаронами был восстановлен и теперь выглядит именно так, как задумывал Балинский.

7

ГОРОХОВАЯ УЛ., Д.5

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Дом С. Орлова-Давыдова (XVIII в.) в начале XX в. перестроил архитектор А. Грубе. Одним из жильцов этого доходного дома в 1837 г. был Лука Жемчужников – владелец игорных домов, которому А.С. Пушкин 

проиграл 12 500 рублей. В 1842–1844 гг. здесь проживал М. Глинка. Бельэтаж занимали родные композитора, а Михаил Иванович поселился во флигеле (не сохранился), где и дописал оперу “Руслан и Людмила”. Первая ее проба состоялась здесь же: Глинка сам исполнял на рояле партии духовых инструментов. С художником А. Роллером он обсуждал декорации, с К. Брюлловым – костюмы. Гостем Глинки в 1843 году был великий Ференц Лист. Маскарон на фасаде под стать вдохновляющей истории дома – “дама с прической из инжира”. Инжир – символ плодородия, мира и достатка. Здесь стоит загадать желание!

8

ГОРОХОВАЯ УЛ., Д.4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Здание возведено в начале XX века архитектором Н. Верёвкиным совместно с гражданским инженером М. Перетятковичем. Дом принадлежал страховому обществу “Саламандра”, которое было основано в 1846 г. и страховало

 от пожаров и других происшествий. Считалось, что мифическое существо Саламандра способно потушить огонь холодом своего тела. Мемориальные доски напоминают о выдающихся жителях: народной артистке СССР, профессоре консерватории Софье Преображенской; профессоре, хореографе Агриппине Вагановой; великом русском певце Иване Ершове; выдающемся композиторе Исааке Дунаевском.

Для иллюстрации мы выбрали самого добродушного из маскаронов: он доказывает, что страшная маска не всегда злобная – улыбнитесь ему!

1

Ждановская ул., д.9

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Смотри под крышей
Художник: Ольга Ильяшенко

Доходный дом А.Э. Мейснера восхитительно украшен одни-
ми из самых ярких охранных маскаронов нашего города.

Перед нами – Горгона Медуза. Хозяин дома был примечательной личностью и очень много всего успевал – купец 1-й гильдии, затем коммерции советник, действительный статский советник, издатель журнала «Фотографический листок». Был активным участником Невского яхт-клуба, ихтиологом. Возможно, именно поэтому он поселился в доме на набережной с видом на Неву. Совет: удобнее любоваться маскаронами с противоположной стороны улицы, т.к. медузы размещаются под самой крышей.

2

Большая Пушкарская ул., д.3

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Смотри фасад 2 этаж
Художник: Альбина Гендель

Доходный дом Кирилловых радует украшениями фасада – ниши его первого этажа и арочная композиция третьего украшены декоративными скульптурами, по стилю близкими к изображениям на майолике. 

Биография архитектора Д.Г. Фомичева восхищает: крестьянин из деревни Починок Галичского уезда Костромской губернии, он во главе бригады плотников-односельчан ушел на заработки в Петербург. Поступил в 1907 году на архитектурное отделение Академии художеств и окончил Академию художеств в 1915 году, получив звание художника-архитектора. Демьян Галактионович Фомичев – автор множества прекрасных зданий, органично вошедших в застройку Петербурга – Петрограда – Ленинграда и характеризующих различные этапы развития архитектуры города. По сей день мы любуемся его творениями!

3

Большой пр. ПС, д. 19

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 2 этаж
Художник: Альбина Гендель

В начале XX века семья купцов Кор-
невых заказала проект строительства этого дома технику-строителю П.М. Мульханову. 

Центральная часть протяженного фасада акцентирована двумя прямоугольными эрке-
рами и фигурным аттиковым фронтоном. Лепные наличники и барельефы придают фасаду объёмность. Владельцы дома – купцы Фёдор и Иван Корневы торговали мясом, поэтому неудивительно, что в доме довольно долго размещался мясной магазин. Иван Корнев, достиг определенного успеха в коммерческих делах и стал казначеем биржевого комитета, выборным Петроградской купеческой управы, членом коммерческого суда. А во второй половине XX века, почти 50 лет здесь размещался книжный магазин, менявший своё название, но неизменно любимый жителями города. В начале XXI века магазин был закрыт.

4

Малый пр. ПС, д.32

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри фасад
Художник: Альбина Гендель

Перед нами знаменитый «дом с ангелом». 

Дом Товарищества по ус-
тройству жилищ Петро-
вского Коммерческого училища богато и разнообразно украшен. Под крышей – скульптуры сов, на первом этаже – щит с головой Горгоны Медузы, атри-
бут богини Афины (в греческой мифологии – богини мудрости, воен-
ной стратегии и тактитки), а также голова бога Гермеса (бога торговли, счастливого случая, олицетворяющий богатство). Центральным украшением фасада дома является гений славы в облике прекрасной юной девушки, стоящей на шаре и держащей в руках гирлянду из лавровых листьев. Товарищество по устройству жилищ Петровского Коммерческог училища оказывало помощь сослуживцам по училищу и их семьям, предоставляя квартиры за небольшую плату или безвозмездно. Интересно, что архитектор запросил всего тысячу рублей за все чертежи и дальнейший надзор за постройкой дома!

5

Большой пр. ПС, д. 44

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: см. у входной двери
Художник: Альбина Гендель

Обратите внимание, как разнообразно украшен фасад!
В 1910-е гг. здесь располагалось Общество библиотековедения. 

Цель общества – «способствовать усовершенствованию библиотечного дела в России и содействовать взаимному сближению библиотекарей и любителей библиотечного дела и библиографии». Библиотека общества насчитывала 3000 томов.
В этом доме жил архитектор А. П. Аплаксин, последний епархиальный архитектор Петербурга. В память о нём, к 140-летию со дня рождения архитектора, на фасаде здания была размещена мемориальная доска.

6

Гатчинская ул., д.6

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри фасад
Художник: Альбина Гендель

Строительство начиналось по проекту гр. инженера В.В. Корвина-Круковского, а закончил его архитектор В.В. Шауб. 

Обратите внимание, как разнообразно украшен фасад!
В 1910-е гг. здесь располагалось Общество библиотековедения. Цель общества – «способствовать усовершенствованию библиотечного дела в России и содействовать взаимному сближению библиотекарей и любителей библиотечного дела и библиографии». Библиотека общества насчитывала 3000 томов.
В этом доме жил архитектор А. П. Аплаксин, последний епархиальный архитектор Петербурга. В память о нём, к 140-летию со дня рождения архитектора, на фасаде здания была размещена мемориальная доска.

7

Гатчинская ул., д.11

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 2 этаж
Художник: Альбина Гендель

Доходный дом А.М. Васильева. Посторен в начале XX века. 

Строительство начиналось по проекту гр. инженера В.В. Корвина-Круковского, а закончил его архитектор В.В. Шауб. Обратите внимание, как разнообразно украшен фасад!
В 1910-е гг. здесь располагалось Общество библиотековедения. Цель общества – «способствовать усовершенствованию библиотечного дела в России и содействовать взаимному сближению библиотекарей и любителей библиотечного дела и библиографии». Библиотека общества насчитывала 3000 томов.
В этом доме жил архитектор А. П. Аплаксин, последний епархиальный архитектор Петербурга. В память о нём, к 140-летию со дня рождения архитектора, на фасаде здания была размещена мемориальная доска.

8

Лахтинская ул., 24

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри фронтон
Художник: Альбина Гендель

Перед нами собственный доходный дом знаменитого архитектора А. Л. Лишневского.

В центральной части здания на фронтоне можно наблюдать лепное изображение демона с широко раскинутыми крыльями. Он был утрачен в 2015-м г. при «странных обстоятельствах» – горельеф был сбит. Но в 2023-м г. украшение фронтона благополучно восстановили. Ходит легенда, что демона архитектор лепил с великого Ф.И. Шаляпина, который мастерски исполнял партию Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Действительно, приглядевшись к довольно добродушному выражению лица демона, можно увидеть черты, напоминающие великого артиста!

1

Захарьевская ул., д.23

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Смотри колонны между окнами 1 и 2 этажей
Художник: Ольга Ильяшенко

Перед нами уникальное по архитектуре здание эпохи модерн: фасад отделан в египетском стиле, построен для вдовы действительного статского советника Ларисы Ивановны Нежинской. 

Конструкция дома строго симметрична, это подчеркнуто эркерами с барельефными изображениями священных уреев (кобр), охраняющих медальоны с профилем фараона. Входы украшают две пары каменных изваяний египетского бога со скрещенными на груди руками, в одной из них символ жизни, ключ Нила; на голове у них короны в виде шара — Солнца и на лбу урей. Над входами изображены священные жуки-скарабеи с раскрытыми крыльями символы солнца, защиты. В простенках между окнами первого и второго этажей – колонны, верх каждой из них украшен тремя одинаковыми барельефами в виде женских голов богини неба, любви, пляски, веселья – Хаттор. На следующих этажах помещены барельефы, изображающие различные ритуальные обряды и сцены из загробной жизни. Рельефы расположены один над другим, каждый из них представляет собой повествовательный ряд. Сонгайло представлял себе древнеегипетское искусство по книгам, поэтому на барельефах воспроизведены сюжеты росписей погребальных камер, что, видимо, не соответствовало его задаче. Лотос на стенах в подъездах дома — это символ творящей силы, плодородия, славы, царской власти, бога Ра.*
Полюбуемся Египтом посреди северного города и отправимся дальше.
*Информация предоставлена: Ильяшенко О.В.

2

Чайковского ул., д.26

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Смотри на щипце
Художник: Альбина Гендель

В начале XIX века на месте этого дома был деревянный, потом каменный, который несколько раз перестраивали. 

Свой нынешний вид дом получил в 1872 году, когда архитектор В. И. Серков построил доходный дом для гвардии полковника конной артиллерии, чиновника Главного артиллерийского управления В.А. Абаза, позже произведённого в генерал-майоры.

Виктор Афанасьевич Абаза, орденоносец, известный военный историк, военный педагог, популяризатор, он написал в 1880-х гг. серию книг “История России”, “История Армении”, “История лейб-гвардии конной артиллерии”, представляющая собой несколько общих кратких очерков об артиллерийском искусстве от древнейших времен; о начале конной артиллерии (1796 г.), которая своим существованием обязана императору Павлу I; о начале боевой летописи лейб-гвардии конной артиллерии 20 ноября 1805 г. в сражении под Аустерлицем и далее до 1831 г., и др.

Что касается маски на щипце, то она действительно довольно победная и героическая, и перед нами всадник, как и первый хозяин дома, не находите? Это голова лося, а выше нее –  небольшой бюст.

Рекомендуем заглянуть в книжный магазин на Чайковского, 55 (во дворике) под названием Фаренгейт 451. Там можно найти редкие книги!

3

Фурштатская ул., д.28

Иконка маршрута
Маршрут

Этот маскарон не является частью маршрута!

Вы можете выбрать
подходящий маршрут здесь!

Маска: смотри 2 этаж
Художник: Альбина Гендель

Доходный дом был построен в начале XIX века.
За 14 558 рублей его купил коллежский советник Александр Стефанович. После домом владела его вдова Изабелла Осиповна 

(урожденная Нарчинская), а с 1886 года ее дочери от первого брака – Мелания и Евгения Зенкевич. Как сообщает справочник «Весь Петербург» за 1899 год здесь находились приготовительное училище, мастерская дамских нарядов, слесарная мастерская, бакалейная торговля. В 1901 г. арх. Карл Валерианович Бальди реконструировал этот дом для домовладелицы Мелании Зенкевич, надстроив еще один этаж и перекроив фасад в стиле модерн. Дом состоял из двух корпусов: парадного, выходящего на Фурштатскую улицу, и пятиэтажного дворового флигеля для челяди. Строения были связаны узким коридором. Узкий четырёхэтажный фасад украшен масками и растительными орнаментами, характер­ными для модерна. Балконы и решетки, ворота и парапет выкованы по уникальным авторским рисункам. Сестра владелицы Евгения Зенкевич, была дипломированной акушеркой и принимала пациентов.
В 1910-х годах Зенкевичи его продали ученому агроному Михаилу Алисову.
После революции дом был национализирован и его 20 квартир (включая дворовые флигели) превращены в коммунальные, а соединительный коридор убрали. В 1927 году там было прописано 104 человека.
Наша маска сильно похожа на медузу, конечно же, маска охранная. И до революции, и после – она охраняет жильцов. Чур, в глаза медузе не смотреть, сами знаете почему (чтобы не превратиться в камень).

4

Кирочная ул., д.4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 3 этаж
Художник: Альбина Гендель

Перед нами единственная в Петербурге постройка гражданского инженера Николая Дмитриевича Цвейберга. 

Здание Александровского комитета о раненых, находившегося в ведении Военного министерства. Комитет основал в 1814-м году император Александр I (после войны с Наполеоном) с целью оказания материальной помощи офицерам и солдатам, пострадавшим на поле боя, и их семьям. Комитет просуществовал до 1917 г. В 1910-е здесь также размещалась Канцелярия Выборгско-Охтинского отделения Общества попечения о бедных и больных детях. Про Николая Дмитриевича Цвейберга известно, что он был потомственным дворянином, родом из Риги, работал на строительстве Рязано-Уральской железной дороги. Дослужился до надворного советника. После революции его семья осталась в Петрограде/Ленинграде. Николай Дмитриевич служил инженером. Брат и сын его умерли в блокаду.
В архивах есть информация о старшем лейтенанте Дмитрии Григорьевиче Цвейберге,1909 года рожд., родом из Риги, герое Великой Отечественной Войны, который был награждён орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени. Возможно, это племянник гр. инженера Николая Дмитриевича Цвейберга, т.к. у него было шесть братьев и один из них – Григорий. В любом случае – это удивительная история про то, как один Цвейберг построил дом для комитета о раненых, который помогал семьям героев войны, а другой Цвейберг мужественно защищал свою Родину в Великой Отечественной войне! И именно здесь расположены одни из самых красивых масок героев в нашем городе!

1

Загородный, 66

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Взгляните на потрясающие маски: говорят, что это брат и сестра – близнецы! Работали над домом два архитектора.

Л.А. Ильин был первым директором музея истории Ленинграда, а также главным архитектором города в 1925-1938 гг. Под его руководством появился первый советский генплан развития Ленинграда. Из-под пера Ильина вышла книга “Прогулки по Ленинграду”, посвящённая классической архитектуре. Лев Александрович погиб в осажденном Ленинграде в 1942 г. Второй автор проекта здания А.И. Клейн в 1915-1917 гг. заведовал кафедрой архитектуры в Высшей технической школе в Санкт-Петербурге. В 1921 г. эмигрировал из России. С тех пор вот уже сто лет в здании располагается почта и телеграф.

2

Загородный, 45

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Здание построено по заказу вдовы генерал-лейтенанта Николая Штальмана, военного инженера, участника Крымской войны.

Дом строился как доходный, а в 1910 г. его купил А. Мусин-Пушкин, чей род был вписан в «Бархатную книгу» – родословную знатных боярских и дворянских фамилий России. На фасаде прячутся совы и «грустные дамы в травянистых прическах», как отмечал В. Шефнер в стихотворении «Петербургский модерн», подчеркивая «изогнутость линий» и «растительно-зыбкий орнамент». Среди первых жителей были сам архитектор И. Мошинский и генерал-майор Л. Драке, потомок английского адмирала Френсиса Дрейка. Снимал здесь квартиру и купец Ф. Поршнев, владевший кирпичными заводами в Петербурге: кирпичи с клеймами «Поршневъ», «Пелло», «Ф.И.П.» до сих пор можно встретить на развалинах старых домов.

3

Загородный пр. 31-35

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Дом возведён в 1910 г. архитектором Николаем Прянишниковым по заказу Мещанской управы. Мещан определяли как «городовых обывателей», мелких торговцев и ремесленников.

По положению они стояли ниже купечества, но владели большей частью городского недвижимого имущества и объединялись в “мещанские общества”. Также до революции тут располагались гимназия и реальное училище Г. Ягдфельда, а позже – продовольственные магазины. С высоты 4-го этажа на нас смотрит нежная девушка: такими маскаронами в стиле модерн Пряничников декорировал несколько доходных домов в Петербурге.

4

Владимирский пр., 19

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Этот дом хранит много загадок. Одна из них – кто же автор проекта: академик архитектуры А.М. Кочетов или финский архитектор К.А. Шульман?

Так или иначе, здание уникально тем, что это единственная постройка архитектора финской школы, в недрах которой и был синтезирован стиль северного модерна. Владелец дома – Иван Викторович фон Бессер – действительный статский советник, потомственный дворянин, член Попечительства о трудовой помощи. В этом доме находилась приемная императорской канцелярии и Дом трудолюбия для образованных женщин. В верхних этажах располагались жилые помещения, а на первом вот уже более века размещаются булочные и аптеки. Идее честного труда вполне соответствует маскарон, деловито водрузивший себе на голову ящик с цветами.

5

Рубинштейна, д.4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Полюбуемся уникальной маской над парадным входом в дом, принадлежавший П.К. Палкину, сыну того самого Константина Палкина, именем которого назван один из самых знаменитых ресторанов Петербурга.

Коммерции советник К.П. Палкин владел заведением с 1871 года: 25 залов, парадная лестница с фонтаном и экзотическими растениями, бильярдные кабинеты и бассейн со стерлядями. Завсегдатаями того ресторана были Чайковский, Достоевский и Салтыков-Щедрин, Лесков, Чехов, а в начале XX века Блок, Брюсов, Белый и другие знаменитости. Однако сын ресторатора Павел не интересовался семейным бизнесом, а сделал блестящую карьеру государственного чиновника: он занимался организацией помощи бедным. Архитектор здания А.С. Хренов прославился также как художник, декоратор и витражист. Витраж его работы мы можем наблюдать как раз под маскароном!

6

Невский пр., 62

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Маска Гермеса (в римской мифологии – Меркурий) – едва ли не главный персонаж Невского проспекта. На фасадах Петербурга маскароны с его изображением стали появляться еще в середине XIX века.

Бог торговли и посредничества в 1896 -1898 гг. был поставлен опекать и Азовский коммерческий банк, заказавший это здание. В 1902 г. оно перешло к Северному банку, который в 1910 г. вошел в состав Русско-Азиатского банка. Им руководил Алексей Путилов, владелец военно-промышленных предприятий. Любопытно, что и в советское время тут размещался банк. Однако, чтобы полюбоваться забравшимся так высоко Меркурием, вам лучше перейти на противоположную сторону Невского проспекта! Тем более что там находится достойный внимания сад Аничкова дворца.

7

Невский, 58

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

И снова банковское здание! Международный коммерческий банк был одним из самых крупных в России и существовал до революции, финансируя промышленные предприятия.

В ранние советские годы здесь открылась промышленная выставка “Догнать и перегнать”, где можно было увидеть последние технические достижения: трактор “Фордзон-Путиловец”, первое советское станкостроительное оборудование, первую выпущенную Металлическим заводом турбину. Так началась история Дома научно-технической пропаганды: здесь демонстрировали работу первого телевизора, а в 1950-х гг. открылся ленинградский аналог ВДНХ – экспозиция наглядно действующих образцов передовой техники. Взгляните на маску на 4 этаже – эта красавица способна вдохновить на самые смелые изобретения!

8

Невский пр., 46

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда

Завершаем наш маршрут у прекрасного дома, построенного по проекту архитектора Л.Н. Бенуа для Петербургского отделения Московского купеческого банка в начале XX века. Это самое раннее здание в стиле модерн на Невском!

За 100 с лишним лет красавица-маска, размещенная под крышей, нисколько не постарела. В этом доме располагался один из первых ресторанов «Квисисана» с буфетом-автоматом, который выдавал за пятак бутерброды и салаты по 10-20 копеек. В 1941–1944 гг. здесь была столовая, после войны – кафе.

 

.

1

Захарьевская ул., д.23

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Смотри колонны между окнами 1 и 2 этажей
Художник: Ольга Ильяшенко

Перед нами уникальное по архитектуре здание эпохи модерн: фасад отделан в египетском стиле, построен для вдовы действительного статского советника Ларисы Ивановны Нежинской. 

Конструкция дома строго симметрична, это подчеркнуто эркерами с барельефными изображениями священных уреев (кобр), охраняющих медальоны с профилем фараона. Входы украшают две пары каменных изваяний египетского бога со скрещенными на груди руками, в одной из них символ жизни, ключ Нила; на голове у них короны в виде шара — Солнца и на лбу урей. Над входами изображены священные жуки-скарабеи с раскрытыми крыльями символы солнца, защиты. В простенках между окнами первого и второго этажей – колонны, верх каждой из них украшен тремя одинаковыми барельефами в виде женских голов богини неба, любви, пляски, веселья – Хаттор. На следующих этажах помещены барельефы, изображающие различные ритуальные обряды и сцены из загробной жизни. Рельефы расположены один над другим, каждый из них представляет собой повествовательный ряд. Сонгайло представлял себе древнеегипетское искусство по книгам, поэтому на барельефах воспроизведены сюжеты росписей погребальных камер, что, видимо, не соответствовало его задаче. Лотос на стенах в подъездах дома — это символ творящей силы, плодородия, славы, царской власти, бога Ра.*
Полюбуемся Египтом посреди северного города и отправимся дальше.
*Информация предоставлена: Ильяшенко О.В.

2

Чайковского ул., д.26

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Смотри на щипце
Художник: Альбина Гендель

В начале XIX века на месте этого дома был деревянный, потом каменный, который несколько раз перестраивали. 

Свой нынешний вид дом получил в 1872 году, когда архитектор В. И. Серков построил доходный дом для гвардии полковника конной артиллерии, чиновника Главного артиллерийского управления В.А. Абаза, позже произведённого в генерал-майоры.

Виктор Афанасьевич Абаза, орденоносец, известный военный историк, военный педагог, популяризатор, он написал в 1880-х гг. серию книг “История России”, “История Армении”, “История лейб-гвардии конной артиллерии”, представляющая собой несколько общих кратких очерков об артиллерийском искусстве от древнейших времен; о начале конной артиллерии (1796 г.), которая своим существованием обязана императору Павлу I; о начале боевой летописи лейб-гвардии конной артиллерии 20 ноября 1805 г. в сражении под Аустерлицем и далее до 1831 г., и др.

Что касается маски на щипце, то она действительно довольно победная и героическая, и перед нами всадник, как и первый хозяин дома, не находите? Это голова лося, а выше нее –  небольшой бюст.

Рекомендуем заглянуть в книжный магазин на Чайковского, 55 (во дворике) под названием Фаренгейт 451. Там можно найти редкие книги!

3

Фурштатская ул., д.28

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 2 этаж
Художник: Альбина Гендель

Доходный дом был построен в начале XIX века.
За 14 558 рублей его купил коллежский советник Александр Стефанович. После домом владела его вдова Изабелла Осиповна 

(урожденная Нарчинская), а с 1886 года ее дочери от первого брака – Мелания и Евгения Зенкевич. Как сообщает справочник «Весь Петербург» за 1899 год здесь находились приготовительное училище, мастерская дамских нарядов, слесарная мастерская, бакалейная торговля. В 1901 г. арх. Карл Валерианович Бальди реконструировал этот дом для домовладелицы Мелании Зенкевич, надстроив еще один этаж и перекроив фасад в стиле модерн. Дом состоял из двух корпусов: парадного, выходящего на Фурштатскую улицу, и пятиэтажного дворового флигеля для челяди. Строения были связаны узким коридором. Узкий четырёхэтажный фасад украшен масками и растительными орнаментами, характер­ными для модерна. Балконы и решетки, ворота и парапет выкованы по уникальным авторским рисункам. Сестра владелицы Евгения Зенкевич, была дипломированной акушеркой и принимала пациентов.
В 1910-х годах Зенкевичи его продали ученому агроному Михаилу Алисову.
После революции дом был национализирован и его 20 квартир (включая дворовые флигели) превращены в коммунальные, а соединительный коридор убрали. В 1927 году там было прописано 104 человека.
Наша маска сильно похожа на медузу, конечно же, маска охранная. И до революции, и после – она охраняет жильцов. Чур, в глаза медузе не смотреть, сами знаете почему (чтобы не превратиться в камень).

4

Кирочная ул., д.4

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 3 этаж
Художник: Альбина Гендель

Перед нами единственная в Петербурге постройка гражданского инженера Николая Дмитриевича Цвейберга. 

Здание Александровского комитета о раненых, находившегося в ведении Военного министерства. Комитет основал в 1814-м году император Александр I (после войны с Наполеоном) с целью оказания материальной помощи офицерам и солдатам, пострадавшим на поле боя, и их семьям. Комитет просуществовал до 1917 г. В 1910-е здесь также размещалась Канцелярия Выборгско-Охтинского отделения Общества попечения о бедных и больных детях. Про Николая Дмитриевича Цвейберга известно, что он был потомственным дворянином, родом из Риги, работал на строительстве Рязано-Уральской железной дороги. Дослужился до надворного советника. После революции его семья осталась в Петрограде/Ленинграде. Николай Дмитриевич служил инженером. Брат и сын его умерли в блокаду.
В архивах есть информация о старшем лейтенанте Дмитрии Григорьевиче Цвейберге,1909 года рожд., родом из Риги, герое Великой Отечественной Войны, который был награждён орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени. Возможно, это племянник гр. инженера Николая Дмитриевича Цвейберга, т.к. у него было шесть братьев и один из них – Григорий. В любом случае – это удивительная история про то, как один Цвейберг построил дом для комитета о раненых, который помогал семьям героев войны, а другой Цвейберг мужественно защищал свою Родину в Великой Отечественной войне! И именно здесь расположены одни из самых красивых масок героев в нашем городе!

5

Маяковского ул., д.36-38

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: фрагмент входной двери
Художник: Альбина Гендель

Перед нами дом, принадлежавший отставному капитану первого ранга Чайковскому Николаю Васильевичу.
Несколько слов про архитектора: 

Михаил Александрович Сонгайло, потомственный дворянин, закончил Высшее Художественное училище, преподавал, был деканом архитектурного факультета Высших Женских Политехнических курсов (1908—1915 гг.). Что любопытно, преподавал и председательствовал на Сельскохозяйственных курсах. Михаил Александрович Сонгайло, о котором мы говорили, любуясь Египетским домом в начале нашего путешествия, и этот дом украсил замысловатыми масками. Здесь размещались сразу несколько серьёзных заведений, связанных с городскими железными дорогами: Исполнительная комиссия по заведыванию и переустройству городских железных дорог, Управление городских железных дорог (коночные и трамвайные парки), Управление по переустройству дорог (занимающиеся трамвайными путями).
Маску легко представить на носу большого корабля или даже паровоза, недаром история этого дома связана с транспортом!

6

Митавский пер., д.3

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри над окнами 4-го этажа
Художник: Альбина Гендель

Перед нами Доходный дом И. И. Бойцова Здание стоит на повороте Митавского переулка – очень узкого и тем самым вызывающего любопытство!

Обратите внимание на эркеры разной формы, позволяющие осветить помещения. Этот дом в 1906-м году построил гражданский инженер Каценеленбоген Николай Давидович. Возникновение Митавского переулка относится к первой половине XIX в. На плане города 1858 г. он обозначен как Глухой Госпитальный пер. (тогда переулок доходил до Госпитальной ул., которая позднее стала Преображенской, а с 1923 г. – ул. Радищева; названия Госпитальной ул. и Глухого Госпитального пер. велись от госпиталя гвардейского Преображенского полка). В 1858 г. Глухой госпитальный пер. переименовали в Митавский. Новое название было дано по городу Митаве Курляндской губернии (ныне город Елгава, Латвия). Лягушечка на фасаде, конечно же, сидит там для удачи и благополучия жильцов.

7

Восстания ул., д.18

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри 3 этаж
Художник: Альбина Гендель

Перед нами Доходный дом С. В. Муяки. Внутри дом знаменит своим лифтом — роскошной кабиной с мягкой скамеечкой, расположенной посередине круглых лестничных площадок.

С домом Муяки связано зарождение женского архитектурного образования в России. Здесь располагались Высшие женские архитектурные курсы Е.Ф. Багаевой и Л.П. Молас. Курсы были учреждены 1 сентября 1906 года года, а в 1912 году переименованы в Женские курсы высших архитектурных зданий. По сообщению газеты “Зодчий” за 1905г., цель женских чертёжных курсов заключается в “подготовлении опытных помощниц для архитекторов и инженеров”. При них образовалась первая петербургская артель чертёжниц.
По свидетельству современника, в этих уютных помещениях царила “необычная атмосфера, располагающая к тому, чтобы всецело и радостно отдаться труду”. Преподавали на курсах – Лев Ильин, Николай Лансере, Мариан Лялевич, Александр Таманян, Владимир Щуко и другие незаурядные мастера. В советское время здесь располагались жилые квартиры.
Несколько слов про архитектора: Александр Сергеевич Хренов, кроме того, что был великий архитектор, был также художник и витражист. И дом украшен соответственно. Есть и яркие маски, и витражи.
Наша маска расположена на 3 этаже над окном. У красотки на голове сидит сова, символизируя мудрость женщин, которые здесь прилежно учились. Сюда следует приходить барышням, мечтающим получить достойное образование. И загадывать ума-разума у совушки.

8

Восстания ул., д.19

Иконка маршрута
Маршрут
Этот маскарон — часть
маршрута!

Вы можете пройти его, нажав сюда
Маска: смотри барельеф на щипце
Художник: Альбина Гендель

Архитектор Василий Антонович Косяков привлёк к работе младшего брата – Г. Косякова для выполнения эскизов декоративного убранства дома.

Закругленный угол дома Бадаева заканчивается щипцом. На нём барельеф – крылатая женская фигура, которую часто называют «печальным ангелом».
Но также есть версия, что барельеф – образ Авроры, в римской и греческой мифологии богини утренней зари, приносящей дневной свет богам и людям. Крылатая, с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг головы. Но причёска у нашей Авроры не совсем типичная для античной мифологии – длинная коса на русский мотив. Над головой у Авроры зодиакальный круг – символ непрерывного продолжения жизни. Наиболее вероятно, что Аврору в своё время окружало 12 фигур. Можно допустить, что на барельефе вокруг Авроры помещались Горы (Оры) – богини времён года в древнегреческой мифологии, спутницы Гелиоса и Авроры. Они считались стражами Олимпа, открывающими и закрывающими его облачные ворота, они изображались красивыми, утонченными девушками с классическими чертами лица, в легких «летящих» платьях, часто с сезонными атрибутами. Также можно предположить, что самая нижняя фигура в правой части барельефа – один из ветров, сыновей Авроры. Фон нижней части барельефа был выполнен в виде облаков.
Аврора обязательно принесёт Вам свет и радость. Но, чтобы увидеть утреннюю зарю, конечно, нужно смотреть в небеса!

Гуляйте, гордо подняв голову и не
опуская любопытных глаз, ведь теперь
вы знаете: ГОРОД СМОТРИТ НА ВАС!