Улицы имени наших героев
1941-1945
Приморский район
На этой карте отмечены улицы, которые названы в честь наших героев Великой Отечественной войны. При выборе улицы можно перейти по ссылке на краткое описание биографии героя.
1
Улица Графова
Игорь Александрович Графов родился 14 ноября 1923 года в Петрограде в рабочей семье.
Во время учёбы в школе увлекался математикой, физикой, историей, геологией, спортом, готовился к поступлению в институт киноинженеров. В 1941 году Графов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Окончил краткосрочные курсы прожекторно-зенитного училища.
С января 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте.
К февралю 1944 года младший лейтенант Игорь Графов командовал зенитно-пулемётным взводом 803-го армейского зенитно-артиллерийского полка 2-й ударной армии. На вооружении взвода стояли крупнокалиберные пулеметы ДШК.
Когда взвод Графова переправился через Нарву, он попал под сильный вражеский огневой удар. 22 февраля в течение 17 часов (!) противник предпринимал контратаки против позиций взвода. Из-за массированного артиллерийского огня он не получал подкрепления и боеприпасов. Когда один из пулемётчиков погиб, Графов занял его место и принял активное участие в отражении шести вражеских атак. Получил ранение, но поля боя не покинул, продолжая вести огонь. Во время седьмой контратаки у Графова закончились патроны. Он был окружён солдатами противника. В рукопашной схватке он попытался оказать сопротивление, но был убит. Графов был похоронен в братской могиле в городе Кингисепп Ленинградской области.
.
2
Улица Генерала Хрулёва
Родился 4 октября 1892 г. в деревне Большая Александровка Санкт-Петербургской губернии Российской империи (ныне Ленинградская обл. РФ).
После окончания начальной земской школы в 1903 г. Андрей Хрулев работал подмастерьем золотых дел мастера в Санкт-Петербурге. Затем посещал вечерние общеобразовательные курсы, а в 1911 г. завершил учебу в вечерней школе казенных десятников. В 1915-1917 гг. работал счетоводом на Охтинском пороховом заводе в Петрограде (в 1924-1991 гг. – Ленинград, ныне Санкт-Петербург), был секретарем заводского комитета, членом Пороховского районного совета. В августе 1918 г. Андрей Хрулев добровольцем вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), был зачислен в 1-й советский полк в Петрограде. В 1925 г. окончил Военно-политические академические курсы высшего политсостава РККА в Москве и занял должность военного комиссара – начальника политического отдела 10-й кавалерийской дивизии Московского ВО. В 1928 г. стал заместителем начальника политического управления этого округа.
В июле 1930 г. Андрей Хрулев был назначен начальником Центрального военно-финансового управления РККА по военным и морским делам. В 1934 г. стал начальником Финансового управления Народного комиссариата обороны (НКО) СССР. В 1936 г. в звании корпусного комиссара получил назначение на должность начальника Управления делами НКО СССР. В том же году возглавил Строительно-квартирное управление НКО СССР, а в 1938 г. – Управление военного строительства Киевского особого ВО.
В октябре 1939 г. Андрей Хрулев был назначен начальником только что созданного Управления снабжения РККА. В ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. по инициативе Хрулева оно было реорганизовано в Главное интендантское управление РККА под его руководством.
В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев был назначен заместителем наркома обороны СССР, а с 1 августа 1941 г. одновременно с этим являлся начальником Тыла Красной армии и по совместительству начальником Главного управления тыла (до его упразднения в 1943 г.). В 1942-1943 гг. исполнял также обязанности народного комиссара путей сообщения.
Под его руководством органы тыла РККА выполняли сложные и ответственные задания в годы войны, в частности, обеспечивали войска всем необходимым в ходе Московской битвы 1941-1942 гг. Осенью 1941 г. на Ладожском озере начала действовать ледовая трасса – Дорога жизни, сыгравшая в дальнейшем главную роль в снабжении Ленинграда и Ленинградского фронта. В 1942 г. для подачи горючего осажденному городу по дну Ладожского озера был проложен 35-километровый трубопровод. По инициативе Андрея Хрулева был построен ряд железнодорожных линий, в т. ч. Кизляр – Астрахань, которые сыграли решающую роль для достижения победы в Сталинградской битве. Под руководством Хрулёва был выполнен колоссальный объём работ. В годы войны были построены и восстановлены около 100 тысяч километров автомобильных дорог, 132 тыс. км железнодорожных путей, построены тысячи мостов. Для нужд авиации отремонтировано 6 тысяч аэродромов. Военные медики вернули в строй более 72 % раненых. За выдающиеся заслуги в обеспечении стратегических операций он был награждён двумя полководческими орденами Суворова I степени. 1942-1943 гг. Всесторонняя подготовка тыла к войне с Японией в 1945 г. и успешная его работа по обеспечению боевых действий советских войск в ходе кампании против Квантунской армии явились одним из важнейших условий ее разгрома. Андрей Хрулев скончался в Москве 9 июня 1962 г. на 70-м году жизни. Урна с прахом замурована в Кремлевской стене на Красной площади столицы.
3
Улица Оскаленко
Оскаленко Дмитрий Ефимович – родился 7 ноября 1920 года в деревне Следюки, ныне Быховского района Могилёвской области.
Окончил 3 курса Минского политехнического техникума. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Ленинградское военное авиационно-техническое училище, а в 1941 г. – Качинскую военную авиационную школу пилотов. Был участником советско-финляндской войны. С июня 1941 года лейтенант Д. Е. Оскаленко в действующей армии. В годы Великой Отечественной войны Оскаленко – командир звена 26-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса Ленинградской армии ПВО. Самолёты этого полка базировались в Лисьем Носу. Дмитрий Ефимович одним из первых овладел техникой ночных полётов. Старший лейтенант Оскаленко совершил около трёхсот боевых вылетов, участвовал в штурмовых налётах на вражеские аэродромы, сбил 14 фашистских самолётов. Он погиб 26 сентября 1942 года в районе Невской Дубровки при выполнении боевого задания. 14 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а Военный совет Ленинградского фронта присвоил 2-й эскадрилье 26 гвардейского истребительного полка имя Дмитрия Оскаленко.
4
Улица Покрышева
Пётр Покрышев родился 14 августа 1914 года и вырос в крестьянской семье в селе Голая Пристань (ныне -одноименный город в Херсонской области Украины).
Окончив восьмилетку, он поступает в ФЗУ (школа Фабрично-заводского ученичества, аналог ПТУ) при харьковском заводе «Серп и молот», где работает слесарем. С ранних лет Пётр увлекался авиацией, занимался в планерном кружке и местном аэроклубе. В 1931 году Покрышев оканчивает курсы Харьковского аэроклуба Осоавиахима, а через три года, поступает в Одесскую военную авиационную школу пилотов. В 1935 году он получает назначение в Ленинградский военный округ. За время Советско-финской войны Покрышев совершил несколько десятков боевых вылетов. Начало Великой Отечественной войны старший лейтенант Пётр Покрышев встречает командиром эскадрильи 154-го истребительного авиаполка, дислоцированного под Ленинградом. Зимой 1941-42 гг. 154-й истребительный авиаполк прикрывал «Дорогу жизни». А в апреле 1942 года был брошен на защиту Кронштадта, гавань которого подверглась массированным налётам немецких бомбардировщиков. В небе над главной базой Балтфлота наши лётчики сбили более 30 немецких самолётов, потеряв всего пять истребителей, что заставило командование «люфтваффе» отказаться от своего воздушного наступления. В ходе этих боёв Петр Покрышев применяет новую для советской авиации тактику, делая ставку на использование истребителей в «парах». К июлю 1942 года на боевом счету капитана Петра Покрышева числилось уже 18 вражеских самолётов, 11 из которых он сбил лично, а остальные — в группе. Он считался лучшим лётчиком-истребителем Ленинградского фронта и был удостоен звания Героя Советского Союза, которого 10 февраля 1943 года. 19 июня 1943 года Гвардии майор Покрышев имеет на своём счету 24 самолёта, сбитых им лично, и семь — в групповых боях. 24 августа 1943 года, в день рождения Петра Покрышева, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему второго звания Герой Советского Союза. После окончания войны, Пётр Покрышев продолжал служить в ВВС и даже летал на реактивных истребителях. В 1956 году ему было присвоено звание генерал-майора, а спустя пять лет он выходит в отставку и вскоре назначается начальником Ленинградского аэропорта
22 августа 1967 года Петр Покрышев трагически погиб, утонув во время купания в озере под Ленинградом. Похоронили его в родной Голой Пристани.
5
Улица Савушкина
Родился в Московской области, в семье крестьянина. Был старшим в многодетной семье.
Учился в школе и аэроклубе, работал на заводе. С 1938 г. – в армии. Окончил военную школу летчиков. Участник войны с Финляндией (1939-1940). С началом Великой Отечественной войны – штурман гвардейского истребительного авиационного полка, защищавшего от налетов вражеской авиации Ленинград. Александр Петрович был настоящей легендой. Его уважали не только коллеги, но и враги. Уже в августе 1941 года, когда бои шли непрерывно, летчики каждый день поднимались в воздух по пять-шесть раз. В один из дней Савушкин и его сослуживец Дмитрий Оскаленко особенно отличились: каждый сбил по три самолета. Однажды он сбил сразу четыре самолета противника в одном бою. Всего совершил более 350 боевых вылетов; участвуя в десятках воздушных боев, лично сбил 18 самолетов противника. Был трижды ранен, но каждый раз досрочно возвращался из госпиталя в часть. Погиб 17 мая 1943 года при аварии транспортного самолета, когда летел в тыл за получением новых крылатых машин. Александр Петрович собирался навестить любимую жену и маленького сынишку. В этот раз он чуть ли не впервые сидел на пассажирском месте военно-транспортного самолета… Герой Советского Союза, награжден многими правительственными наградами.
6
Улица Маршала Новикова
Александр Александрович Новиков, родился в ноябре 1900 года, в крестьянской семье в деревне Крюково в Костромской губернии.
Он окончил Хреновскую церковно-учительскую семинарию, после чего стал работать учителем в соседней деревне. Осенью 1919 года Новикова призвали в Красную армию. Новиков с 1919 г. участвовал в Гражданской войне. После её окончания получил военное образование и начал службу в штабе.
В 1933 г. Новикова перевели в авиацию, он научился летать и в 1938 г. уже возглавил штаб Военно-воздушных сил (ВВС) Ленинградского военного округа. В советско-финской войне в 1940 г. он организовал поддержку наступления войск с воздуха.
В первые же дни войны Александр Александрович Новиков, командуя ВВС Северного фронта, разработал масштабную авиаоперацию. 25 июня 1941 г. в небо одновременно поднялись 500 самолётов трёх армий и двух флотов и нанесли серию воздушных ударов по вражеским аэродромам вдоль всей линии фронта от Выборга до Мурманска. За этот вылет враг потерял полсотни самолётов. С тех пор удары по аэродромам противника стали одним из способов борьбы за превосходство в воздухе. В битве за Ленинград Новиков, командуя ВВС Ленинградского фронта, поддерживал с воздуха все наземные операции, истребители его фронта сбивали немецкие бомбардировщики, спасая город от бомбёжек. По предложенной Новиковым тактике в Сталинградской битве штурмовики сопровождали наступление пехоты и танков, не только обстреливая с воздуха его позиции, но и ведя разведку в бою. Под Сталинградом самолёты впервые снабдили радиосвязью, что позволило управлять воздушным боем с земли и оперативно получать от лётчиков разведывательную информацию.
В Курской битве Новиков предложил использовать ночные бомбардировщики днём для расчистки пути нашим войскам, а в сопровождение им давать истребителей, чтобы «отгонять» немецкие самолёты от начинённой бомбами «крепости». Тактика оказалась успешной. Под Корсунь-Шевченковским Новиков организовал воздушный удар, закрыв немецким войскам выход из «котла». В феврале 1944 г. Новиков стал первым, получившим звание главного маршала авиации.
В операции «Багратион» наша авиация, уже завоевавшая превосходство в воздухе, часто заменяла артиллерию, не успевавшую по лесистой местности подойти к месту боя. Созданная Новиковым армия бомбардировщиков разрушала укрепления в Кёнигсберге, а наступление на Берлин поддержали четыре воздушные армии под его руководством. В апреле 1945 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза, а в сентябре 1945 г. за успешные бои против японцев ему была вручена вторая Звезда Героя.