Чернышевская
Длина маршрута: 3,8 км
Время: 45 мин
1
Захарьевская ул., д.23
Перед нами уникальное по архитектуре здание эпохи модерн: фасад отделан в египетском стиле, построен для вдовы действительного статского советника Ларисы Ивановны Нежинской.
Конструкция дома строго симметрична, это подчеркнуто эркерами с барельефными изображениями священных уреев (кобр), охраняющих медальоны с профилем фараона. Входы украшают две пары каменных изваяний египетского бога со скрещенными на груди руками, в одной из них символ жизни, ключ Нила; на голове у них короны в виде шара — Солнца и на лбу урей. Над входами изображены священные жуки-скарабеи с раскрытыми крыльями символы солнца, защиты. В простенках между окнами первого и второго этажей – колонны, верх каждой из них украшен тремя одинаковыми барельефами в виде женских голов богини неба, любви, пляски, веселья – Хаттор. На следующих этажах помещены барельефы, изображающие различные ритуальные обряды и сцены из загробной жизни. Рельефы расположены один над другим, каждый из них представляет собой повествовательный ряд. Сонгайло представлял себе древнеегипетское искусство по книгам, поэтому на барельефах воспроизведены сюжеты росписей погребальных камер, что, видимо, не соответствовало его задаче. Лотос на стенах в подъездах дома — это символ творящей силы, плодородия, славы, царской власти, бога Ра.*
Полюбуемся Египтом посреди северного города и отправимся дальше.
*Информация предоставлена: Ильяшенко О.В.
2
Чайковского ул., д.26
В начале XIX века на месте этого дома был деревянный, потом каменный, который несколько раз перестраивали.
Свой нынешний вид дом получил в 1872 году, когда архитектор В. И. Серков построил доходный дом для гвардии полковника конной артиллерии, чиновника Главного артиллерийского управления В.А. Абаза, позже произведённого в генерал-майоры.
Виктор Афанасьевич Абаза, орденоносец, известный военный историк, военный педагог, популяризатор, он написал в 1880-х гг. серию книг “История России”, “История Армении”, “История лейб-гвардии конной артиллерии”, представляющая собой несколько общих кратких очерков об артиллерийском искусстве от древнейших времен; о начале конной артиллерии (1796 г.), которая своим существованием обязана императору Павлу I; о начале боевой летописи лейб-гвардии конной артиллерии 20 ноября 1805 г. в сражении под Аустерлицем и далее до 1831 г., и др.
Что касается маски на щипце, то она действительно довольно победная и героическая, и перед нами всадник, как и первый хозяин дома, не находите? Это голова лося, а выше нее – небольшой бюст.
Рекомендуем заглянуть в книжный магазин на Чайковского, 55 (во дворике) под названием Фаренгейт 451. Там можно найти редкие книги!
3
Фурштатская ул., д.28
Доходный дом был построен в начале XIX века.
За 14 558 рублей его купил коллежский советник Александр Стефанович. После домом владела его вдова Изабелла Осиповна
(урожденная Нарчинская), а с 1886 года ее дочери от первого брака – Мелания и Евгения Зенкевич. Как сообщает справочник «Весь Петербург» за 1899 год здесь находились приготовительное училище, мастерская дамских нарядов, слесарная мастерская, бакалейная торговля. В 1901 г. арх. Карл Валерианович Бальди реконструировал этот дом для домовладелицы Мелании Зенкевич, надстроив еще один этаж и перекроив фасад в стиле модерн. Дом состоял из двух корпусов: парадного, выходящего на Фурштатскую улицу, и пятиэтажного дворового флигеля для челяди. Строения были связаны узким коридором. Узкий четырёхэтажный фасад украшен масками и растительными орнаментами, характерными для модерна. Балконы и решетки, ворота и парапет выкованы по уникальным авторским рисункам. Сестра владелицы Евгения Зенкевич, была дипломированной акушеркой и принимала пациентов.
В 1910-х годах Зенкевичи его продали ученому агроному Михаилу Алисову.
После революции дом был национализирован и его 20 квартир (включая дворовые флигели) превращены в коммунальные, а соединительный коридор убрали. В 1927 году там было прописано 104 человека.
Наша маска сильно похожа на медузу, конечно же, маска охранная. И до революции, и после – она охраняет жильцов. Чур, в глаза медузе не смотреть, сами знаете почему (чтобы не превратиться в камень).
4
Кирочная ул., д.4
Перед нами единственная в Петербурге постройка гражданского инженера Николая Дмитриевича Цвейберга.
Здание Александровского комитета о раненых, находившегося в ведении Военного министерства. Комитет основал в 1814-м году император Александр I (после войны с Наполеоном) с целью оказания материальной помощи офицерам и солдатам, пострадавшим на поле боя, и их семьям. Комитет просуществовал до 1917 г. В 1910-е здесь также размещалась Канцелярия Выборгско-Охтинского отделения Общества попечения о бедных и больных детях. Про Николая Дмитриевича Цвейберга известно, что он был потомственным дворянином, родом из Риги, работал на строительстве Рязано-Уральской железной дороги. Дослужился до надворного советника. После революции его семья осталась в Петрограде/Ленинграде. Николай Дмитриевич служил инженером. Брат и сын его умерли в блокаду.
В архивах есть информация о старшем лейтенанте Дмитрии Григорьевиче Цвейберге,1909 года рожд., родом из Риги, герое Великой Отечественной Войны, который был награждён орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени. Возможно, это племянник гр. инженера Николая Дмитриевича Цвейберга, т.к. у него было шесть братьев и один из них – Григорий. В любом случае – это удивительная история про то, как один Цвейберг построил дом для комитета о раненых, который помогал семьям героев войны, а другой Цвейберг мужественно защищал свою Родину в Великой Отечественной войне! И именно здесь расположены одни из самых красивых масок героев в нашем городе!
5
Маяковского ул., д.36-38
Перед нами дом, принадлежавший отставному капитану первого ранга Чайковскому Николаю Васильевичу.
Несколько слов про архитектора:
Михаил Александрович Сонгайло, потомственный дворянин, закончил Высшее Художественное училище, преподавал, был деканом архитектурного факультета Высших Женских Политехнических курсов (1908—1915 гг.). Что любопытно, преподавал и председательствовал на Сельскохозяйственных курсах. Михаил Александрович Сонгайло, о котором мы говорили, любуясь Египетским домом в начале нашего путешествия, и этот дом украсил замысловатыми масками. Здесь размещались сразу несколько серьёзных заведений, связанных с городскими железными дорогами: Исполнительная комиссия по заведыванию и переустройству городских железных дорог, Управление городских железных дорог (коночные и трамвайные парки), Управление по переустройству дорог (занимающиеся трамвайными путями).
Маску легко представить на носу большого корабля или даже паровоза, недаром история этого дома связана с транспортом!
6
Митавский пер., д.3
Перед нами Доходный дом И. И. Бойцова Здание стоит на повороте Митавского переулка – очень узкого и тем самым вызывающего любопытство!
Обратите внимание на эркеры разной формы, позволяющие осветить помещения. Этот дом в 1906-м году построил гражданский инженер Каценеленбоген Николай Давидович. Возникновение Митавского переулка относится к первой половине XIX в. На плане города 1858 г. он обозначен как Глухой Госпитальный пер. (тогда переулок доходил до Госпитальной ул., которая позднее стала Преображенской, а с 1923 г. – ул. Радищева; названия Госпитальной ул. и Глухого Госпитального пер. велись от госпиталя гвардейского Преображенского полка). В 1858 г. Глухой госпитальный пер. переименовали в Митавский. Новое название было дано по городу Митаве Курляндской губернии (ныне город Елгава, Латвия). Лягушечка на фасаде, конечно же, сидит там для удачи и благополучия жильцов.
7
Восстания ул., д.18
Перед нами Доходный дом С. В. Муяки. Внутри дом знаменит своим лифтом — роскошной кабиной с мягкой скамеечкой, расположенной посередине круглых лестничных площадок.
С домом Муяки связано зарождение женского архитектурного образования в России. Здесь располагались Высшие женские архитектурные курсы Е.Ф. Багаевой и Л.П. Молас. Курсы были учреждены 1 сентября 1906 года года, а в 1912 году переименованы в Женские курсы высших архитектурных зданий. По сообщению газеты “Зодчий” за 1905г., цель женских чертёжных курсов заключается в “подготовлении опытных помощниц для архитекторов и инженеров”. При них образовалась первая петербургская артель чертёжниц.
По свидетельству современника, в этих уютных помещениях царила “необычная атмосфера, располагающая к тому, чтобы всецело и радостно отдаться труду”. Преподавали на курсах – Лев Ильин, Николай Лансере, Мариан Лялевич, Александр Таманян, Владимир Щуко и другие незаурядные мастера. В советское время здесь располагались жилые квартиры.
Несколько слов про архитектора: Александр Сергеевич Хренов, кроме того, что был великий архитектор, был также художник и витражист. И дом украшен соответственно. Есть и яркие маски, и витражи.
Наша маска расположена на 3 этаже над окном. У красотки на голове сидит сова, символизируя мудрость женщин, которые здесь прилежно учились. Сюда следует приходить барышням, мечтающим получить достойное образование. И загадывать ума-разума у совушки.
8
Восстания ул., д.19
Архитектор Василий Антонович Косяков привлёк к работе младшего брата – Г. Косякова для выполнения эскизов декоративного убранства дома.
Закругленный угол дома Бадаева заканчивается щипцом. На нём барельеф – крылатая женская фигура, которую часто называют «печальным ангелом».
Но также есть версия, что барельеф – образ Авроры, в римской и греческой мифологии богини утренней зари, приносящей дневной свет богам и людям. Крылатая, с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг головы. Но причёска у нашей Авроры не совсем типичная для античной мифологии – длинная коса на русский мотив. Над головой у Авроры зодиакальный круг – символ непрерывного продолжения жизни. Наиболее вероятно, что Аврору в своё время окружало 12 фигур. Можно допустить, что на барельефе вокруг Авроры помещались Горы (Оры) – богини времён года в древнегреческой мифологии, спутницы Гелиоса и Авроры. Они считались стражами Олимпа, открывающими и закрывающими его облачные ворота, они изображались красивыми, утонченными девушками с классическими чертами лица, в легких «летящих» платьях, часто с сезонными атрибутами. Также можно предположить, что самая нижняя фигура в правой части барельефа – один из ветров, сыновей Авроры. Фон нижней части барельефа был выполнен в виде облаков.
Аврора обязательно принесёт Вам свет и радость. Но, чтобы увидеть утреннюю зарю, конечно, нужно смотреть в небеса!