Маршрут Звенигородская - Садовая - Путеходители

Путеходители

Главная - ПутеХодители - Петербург - Звенигородская - Садовая

Звенигородская - Садовая

Длина маршрута: 2,7 км

Время: 33 мин

1

Загородный пр., д.31-12

Дом возведён в 1910 г. архитектором Николаем Прянишниковым по заказу Мещанской управы. Мещан определяли как «городовых обывателей», мелких торговцев и ремесленников.

По положению они стояли ниже купечества, но владели большей частью городского недвижимого имущества и объединялись в “мещанские общества”. Также до революции тут располагались гимназия и реальное училище Г. Ягдфельда, а позже – продовольственные магазины. С высоты 4-го этажа на нас смотрит нежная девушка: такими маскаронами с стиле модерн Пряничников декорировал несколько доходных домов в Петербурге.

2

Загородный пр., д.45

Здание построено по заказу вдовы генерал-лейтенанта Николая Штальмана, военного инженера, участника Крымской войны. Дом строился как доходный, а в 1910 г. его купил А. Мусин-Пушкин, чей род

был вписан в «Бархатную книгу» – родословную знатных боярских и дворянских фамилий России. На фасаде прячутся совы и «грустные дамы в травянистых прическах», как отмечал В. Шефнер в стихотворении «Петербургский модерн», подчеркивая «изогнутость линий» и «растительно-зыбкий орнамент». Среди первых жителей были сам архитектор И. Мошинский и генерал-майор Л. Драке, потомок английского адмирала Френсиса Дрейка. Снимал здесь квартиру и купец Ф. Поршнев, владевший кирпичными заводами в Петербурге: кирпичи с клеймами «Поршневъ», «Пелло», «Ф.И.П.» до сих пор можно встретить на развалинах старых домов.

3

Наб. реки Фонтанки, д.96

Перед нами доходный дом Н.Ф. Целибеева. Владелец принимал участие в постройке Луцкой железной дороги, позже служил комендантом на нескольких железнодорожных участках и 

станциях, отвечал за передвижение войск во время Первой мировой войны. Вероятно, проект дома неслучайно был поручен архитектору В. Гусеву, который вращался в той же сфере – работал при петербургском правлении Акционерного общества Владикавказской железной дороги. Маскароны на уровне 6-го этажа повидали множество одиозных личностей и эпохальных событий. Так, в 1906-1907 гг. в доме размещалась типография товарищества «Дело», где печатали большевистские газеты «Волна», «Вперед», «Эхо» и «Новая волна», неоднократно приходил сюда и В. Ленин. Кстати, у этих маскаронов недалеко есть близнецы: сфотографируйте их, чтобы позже сравнить.

4

Наб. реки Фонтанки, д.105

История этого здания непростая: первоначальный каменный дом строился в 1824 г. для жены титулярного советника Аклечеевой по проекту Е. Диммерта, но завершен был лишь через 40 лет при новом

владельце. Позже он снова сменил хозяина и подвергся реконструкции. Тот фасад, который мы видим сегодня, появился по проекту К. Никифорова в 1905 г., а известно здание по имени последнего владельца – потомственного почётного гражданина В. Епифанова. Почётные граждане – особая прослойка городских обывателей, получавших это звание по наследству от церковнослужителей, проповедников и «личных дворян». В 1912 г. здесь разместилось Вознесенское городское 4-классное училище, а в 1973 г. – Профессионально-техническое училище. Модные на рубеже веков маскароны в стиле модерн – «дамы в травянистых причёсках» – смотрят на нас из лавровых венков.

5

Наб. реки Фонтанки, д.85

Интереснейший дом Юсуповых в начале XX в. гениально перестроил гражданский инженер Л. Шмеллинг. Проект был весьма экологичен: в каждой квартире имелись приёмники

для раздельного сбора отходов, а прачечная в подвале обслуживалась при помощи колосников, на которых сжигался собранный мусор. В прачечной была организована мощная вентиляция, а на верхние этажи дрова доставляли на встроенных подъемниках. Но и стоимость жилья с такими удобствами была немалая. Кстати, гражданский инженер Шмеллинг был членом Общества городов-садов. Многие идеи, заложенные в концепцию города-сада, снова используются современными градостроителями. Маски на фасаде дома тоже смотрят в светлое экологичное будущее, а цветочный декор напоминает об идее города-сада!

 

6

Гороховая ул., д.47

Здание Компании для хранения и залога громоздких движимостей (ломбард). Клиентами были в основном извозчики, сдававшие в залог экипажи. 

После национализации помещения ломбарда заняли новые предприятия, например, в 1929 г. здесь начала работать фабрика мягкой мебели. Размещалась она во дворе, в бывших складах, а в годы Великой Отечественной войны выпускала оборудование для госпиталей. Несколько слов об архитекторе: академик Павел Сюзор родился в 1844 г., был блестящим педагогом, общественным деятелем, инициировал создание журнала “Зодчий”, стоял у истоков охраны памятников истории и культуры, реализовал более 100 архитектурных проектов! А вот маски на фасаде появились при перестройке дома в 1912 г. архитектором В. Карповичем. Каждый из маскаронов на замковых камнях над окнами первого этажа обладает неповторимым обаянием.

 

7

Садовая ул., д.32

В доходном доме купца Томилина помещения цокольного этажа сдавались в найм коммерсантам. В 1950-е годы здесь находилась Детская музыкальная школа 

им. Р.М. Глиэра, автора Гимна великому городу, который и сейчас звучит на Московском вокзале: «Державный град, возвышайся над Невою,/ Как дивный храм, ты сердцам открыт!» Школа занимала весь второй этаж вплоть до Апраксина переулка. Отчетные концерты классов хора и оркестра проходили в Ленинградской филармонии. Позже школу переименовали в честь одного из педагогов – С. Ляховицкой, автора музыкальных пособий, сборников пьес для фортепиано, по которым учились несколько поколений детей. Музыку в этом здании слушают 17 герм с женскими головами (под крышей), а покой молодых талантов охраняют маски рыцарей.

 

8

Апраксин пер., д.4

Архитектор Лишневский планировал оформить здание в античном стиле, но в итоге склонился к любимому северному модерну.

Эркеры поддерживают выразительные маски лукавых персонажей, на макушки которым взгромоздились мальчуганы-путти. Из-под карниза свисают бороды и усы загадочных старцев с высунутыми языками. Закончим маршрут цитатой из книги «Повести каменных горожан» Б. Алмазова: «По мнению древних, демоны – это некое промежуточное звено между человеком и богом… Во времена Ренессанса изображение демонов в качестве маскаронов-апотропеев стало общепринятым. Их злую демоническую силу приспособили к охранительной службе. Страховидные маскароны-демоны на стенах домов призваны отпугивать злые силы и несчастья, рвущиеся в жилище».

Фото с маршрута

Ближайшие маршруты

Гуляйте, гордо подняв голову и не
опуская любопытных глаз, ведь теперь
вы знаете: ГОРОД СМОТРИТ НА ВАС!