Флора и фауна Царского Села - города Пушкина
ПутеХодитель составлен Орловой М.В. сотрудником Библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка Пушкинского района г. Санкт-Петербурга, оформлен при участии юных художников учащихся СПбГБУ ДО "Царскосельская гимназия искусств им. А.А. Ахматовой" художественного отделения под руководством Е.В. Абаровой
Длина маршрута: 3,9 км
Время: 50 мин
1
Садовая ул, 4, Лицейский переулок, 1/3
Императрица Елизавета Петровна в середине 18-го века повелевает архитектору Савве Чевакинскому построить четыре дома для приезжающих кавалеров.
Дома появляются вблизи от нынешнего Екатерининского дворца. В 1811 году архитектор Василий Стасов перестраивает первый угловой дом для Василия Малиновского, первого директора Царскосельского Императорского лицея. Александр Пушкин, как и другие лицеисты первого выпуска, часто бывали в этом доме у директора лицея. Здесь, на застекленной террасе (тогда дом имел несколько иной облик), проводили литературные вечера, пели песни. Однажды их пением заслушался сам император Александр I. А дом Малиновскому принадлежал недолго, он ушёл из жизни в 1814 году. Следующий директор лицея Егор Энгельгардт украсил козырёк дома кованой эмблемой лицея: сова (мудрость) сидит на лире, а по бокам – венки из дуба (сила) и лавра (слава).
Дом Е.А.Энгельгардта.
1752-1753 гг. – архитектор С.И.Чевакинский
1811 г. – дом перестроен архитектором В.П.Стасовым
2
Садовая, 14
Здание длиной 200 метров занимает целый квартал от Леонтьевской до Оранжерейной улиц. Оно представляет собой четыре павильона, соединенных оранжерейными корпусами.
Это один из ранних образцов архитектуры оранжерей в Петербурге. Распоряжение Елизаветы Петровны о строительстве Большой каменной оранжереи против ворот Старого сада (ныне Екатерининского) вышло в 1751 году. В оранжерее изначально сформировалось собрание экзотических растений из Америки, Африки и Европы. Её украшением были кофейные деревья, кактусы, апельсины, коллекция ананасов. Здание несколько раз перестраивалось: архитекторами Василием Стасовым, Всеволодом Яковлевым. Главную роль в облике здания имеют павильоны. Двухэтажные, с треугольными фронтонами, они оформлены лепными ампирными рельефами на архивольтах и фризах. Здесь видим рог изобилия, изображение которого восходит к древнегреческой мифологии и олицетворяет плодородие, богатство.
Большая оранжерея с садом.
1750-е, архитектор Ф.-Б.Растрелли
1820-1828, архитектор В.П.Стасов
1933-1934, расширена, частично надстроен второй этаж, архитектор В.И.Яковлев
1949, восстановлена, архитектор Л.Н.Ротинов
3
Малая ул., 29. Оранжерейная, 11
Бывший дом Е.Ф.Калашниковой (до революции здесь располагалась «Северная гостиница») возвели в конце 19-го века архитекторы А.П.Гоман и П.П.Дейнека на месте, ранее принадлежавшему мещанину А.А.Давыдову (Малая улица, 29, Оранжерейная, 11).
Крупная постройка расположена на перепаде рельефа, поэтому со стороны перекрестка сооружен полуподвал. Облик здания характерен для Царского Села. В обработке оштукатуренного фасада применены формы классицизма: треугольный фронтон, венчающий карниз с модульонами, фриз с лепными венками, ленточная рустовка цокольного этажа, трехчастные замки над оконными проемами и сандрики. Здесь же мы видим лепные изображения листьев аканта. Этому орнаменту, пришедшему из греческого искусства, посчастливилось больше всего, оно чаще, чем другие, используется в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
1881, архитектор А.П.Гоман
1884, архитектор П.П.Дейнека
4
Московская, 16, Оранжерейная 19
Исторический дом на углу Московской 16/19 выстроили, как и другие четыре дома с восточной стороны от Екатерининского собора, для торговых людей, где на первом
этаже были лавки, а на втором проживали семьи. Дома возведены С.И.Черфолио – не очень известным архитектором, но чей вклад несомненен – в 1839 годах. Первоначально дом относился к участку купца М.Е.Хлебникова, сейчас об этом напоминает дом 21, где располагается ресторан «Хлебниковъ». Затем дом принадлежал придворному булочнику Родаксу. Трехэтажный дом завершается шатровой крышей и рельефным фризом с цветочным орнаментом, раппортами которого служат парные изображения лебедей. В сандриках, в виде лучковых валиков-бровок, прослеживаются византийские мотивы, в которых выстроена одна из главных доминант города – Екатерининский собор.
Дом Родакса (Хлебникова)
1836-1839 гг., архитектор С.И.Черфолио
5
Московская, 24
Точно неизвестно, когда появился этот дом – при Надежде Федоровне Постниковой или её последующей владелице Елизавете Федоровне Барулиной.
Одно ясно – к его проекту приложил руку архитектор Н.С. Никитин во второй половине XIX века. Здание построено в стиле эклектика, основанном на барокко. Оно сохранило на фасаде фигурные картуши, балконы с коваными решётками, лепные сандрики, что позволяет сказать – это единственный образец такого стиля в городе Пушкине. На решётке центрального балкона изображена бабочка. До революции в здании располагалась фотоателье Вильгельма Лапре, а затем Л.С. Городецкого. Единственное семейное фото Николая Гумилева, Анны Ахматовой с их сыном Львом от 1915 года сделано именно последним владельцем фотоателье.
Дом Е. Барулиной
1850-1860-е, архитектор Н.С.Никитин
6
Московская, 55
Этот дом – один из самых загадочных в Пушкине! Протяжённое двухэтажное здание, разнообразное с каждой стороны. Обилие щипцов,
архивольт, люкарн, выступов, эркеров придает беспокойный ритм всему зданию. А если добавить крепостную стену с кованой решёткой, то и вовсе можно подумать, что здесь живёт волшебник. И это недалеко от истины, потому как дом был построен последним архитектором Высочайшего двора Сильвио Данини для богатого коллекционера Александра Васильевича Кокорева в начале XX века. При жизни он был загадочной личностью, жил уединённо, гостей не принимал. Через семь лет после своего водворения в этом дворце он умер. А здание долго пустовало. Сейчас в нём собираются сделать отель. Хорошо бы это осуществилось и кованое кружево в виде виноградной лозы, свесившееся с козырька над входом, подарило благоденствие всем входящим!
Усадьба А.В.Кокорева (с флигелем, садом и оградой).
Скульптор В. Г. Николаев
1901-1904 гг., архитектор С.А.Данини
7
Софийский б/р , 3, 5
Эти замечательные сооружения – ни что иное, как бывшие кордегардии (караульные помещения) на старой Московской дороге.
Здесь проходила историческая трасса, связывающая Москву и Санкт-Петербург до постройки железной дороги в 1837 году. На заставе инвалиды (военные, которые остались после срока службы на дополнительный срок) проверяли подорожные документы и только после этого поднимали шлагбаум. Московские ворота выстроены в 1829-1831гг. в стиле ампир архитектором В.М. Горностаевым. Решётка выполнена по рисунку архитектора В.А. Глинки. По замыслу императора Николая I кордегардии должны отражать победу русского оружия над узурпатором Наполеоном. Они и отражают. Их фасады декорированы военной атрибутикой: лепкой в виде шлемов, мечей, ветвей дуба, лавра. На верху чугунных столбов ворот – двуглавые орлы.
Московские ворота с кордегардиями
1829-1830 гг., кордегардии, архитектор В.М.Горностаев
1831 г., металлические ворота, архитектор В.А.Глинка
8
Московское шоссе, 23
По Московскому шоссе, 23 ныне расположен дом-музей П.П. Чистякова. Павел Петрович (1832-1919 гг.) был не только художником,
но и «всеобщим педагогом русских художников» по определению Владимира Стасова. Его учениками являются Репин и Суриков, Поленов и Васнецов, Врубель и Серов и многие другие живописцы, ставшие гордостью русского искусства. В доме, построенном по проекту архитектора А.Х. Кольба, художник прожил 43 года. Деревянный дом похож на русскую избу, в изобилии украшен сквозной резьбой: подзоры, причелины, наличники. На втором этаже главного фасада видно огромное окно с мелкой расстекловкой – это мемориальная мастерская художника Павла Петровича Чистякова. На крыше дома два флюгера в виде петушков. Они созданы по рисункам Павла Петровича и его жены Веры Егоровны.
Дача П.П.Чистякова
1876 г. – архитектор А.Х.Кольб